Советская Сибирь, 1971, №213

С О В Е Т С К А Я С И Б И Р Ь * НА П О Л Я Х И с к и т и м с к о г о Р А Й О Н А • ДОВЕДЕННОЕ ЗАДАНИЕ - ЗАКОН Искитимский район выступил инициатором по сдаче государству сверхпланового хлеба. В первой пятидневке сен­ тября в колхозах и сов­ хозах широко разверну­ лось' соревнование за вы­ полнение задания по от­ грузке хлеба государст­ ву- Особенно большой по­ ток машин по маршруту ток — элеватор был в минувшие субботу и во­ скресенье. В эти дни свыше 200 автомобилей выделили в помощь сель­ чанам для доставки хле­ ба в закрома Родины промышленные пред­ приятия Искитима. Толь­ ко из Степного совхоза было вывезено 7 тысяч 500 центнеров зерна. За воскресенье хлебо­ робы Улыбинского сов­ хоза доставили на элева- ' тор около 4 тысяч цент­ неров хлеба. Здесь на от­ грузке использовали не только автомобили, но и колесные тракторы. В районе создана опе­ ративная группа по ор­ ганизации уборочных работ. Круглыми сутка­ ми дежурные держат связь с совхозами и кол­ хозами района, интересу­ ются уборочными дела­ ми. Если где-то на токах скапливается зерно, туда немедленно направля­ ются машины из резерва. Искитимскому району доведено задание в пер­ вой декаде сентября за­ сыпать в закрома Ро­ дины 27 тысяч тонн хле­ ба. Это задание успешно выполняется. За про­ шедшие три дня средняя суточная сдача состави­ ла 3 тысячи тонн. ЗАДАЧА ПО ПЛЕЧУ Шофер колхоза «Со- ветская Сибирь» Евге­ ний Ябров возил зерно от комбайнов. Последний рейс на ток он сделал уже затемно. — Запарились е хле­ бом, — хлопнул его по плечу шофер этого же хозяйства Г. А. Пирож­ ков. обслуживающий ме - . хинизированный ток. — Бункер погрузочного пункта до отказа запол­ нен очищенным зерном, а вывозить на элеватор не начем. Придется на площадку выгружать. Евгений посмотрел на часы, расправил усталые плечи и сказал: — Готовьтесь к по­ грузке, два рейса на эле­ ватор сделан). Тут же к току подо­ шел четырехто н н ы й *ЗИЛ» Евгения Ерма­ кова, приехавшего в кол­ хоз из Искитима. Видя, что Ябров грузит зерно, предназначенное для сдачи государству, Ер­ маков подогнал и свою машину к бункеру зер- нопункта. — Я тоже рейс сде­ лаю, — сказал он. С тех пор так и пове­ лось. Как бы поздно / комбайны ни закончили обмолот, шоферы Ябров и Ермаков загружают машины зерном и от­ правляются на хлебопри­ емный пункт. Примеру этих водителей следуют шоферы Искитимского карьероуправления А. М. Трапезников, А. М. Боя­ рин, Н. Г. Чечера. На вывозке зерна и си­ лосной массы от комбай­ нов они делают за день по 13—15 рейсов, а но­ чью возят зерно на хле­ боприемный пункт. — Здорово выручают нас эти ребята, — хвалит водителей председа­ тель колхоза И. М. По­ номарев. — На отгрузке зерна от комбайнов тру­ дятся примерно, обеспе­ чивают бесперебойную работу уборочных агре­ гатов. Кроме того, помо­ гают вывозить хлеб на элеватор. Колхоз еСоветская Си­ бирь» занимает в Иски- тимском районе первое место по сдаче хлеба го­ сударству. В закрома Родины отправлено 26 тысяч центнеров. Хлеборобы колхоза еСоветская Сибирь» в этом году решили дать государству 40 тысяч центнеров зерна. Это в полтора раза больше плана. Чтобы убрать хлеб без потерь, здесь наметили завершить жатву, обмолот и сдачу хлеба в счет обяза­ тельств до 20 сентября. Задача нелегкая, однако итоги работы свидетель­ ствуют о том, что она по плечу дружному коллек­ тиву. Н. КОРИНОВ. ПИСЬМА О ДИСЦИПЛИНЕ ТРУДА 3. П О З И Ц И И И Т Р А Д И Ц И И Заводы, как и люди, непо­ хожи. Двух одинаковых нет. Пусть продукция будет одна и та же, но останется разли­ чие в кадрах, в традициях. Если всмотреться в исто­ рию развития завода строи­ тельных машин, то придешь к выведу, что экономически это, в сущности;' опта-., мальный. вариант. Основные капиталовложения были сде­ ланы. когда завод строился. А дальше он уже самостоя­ тельно, без мощной поддерж­ ки со стороны, наращивал выпуск продукции. Сначала в три, потом в пять, затем в десять, а теперь вот уже бо­ лее чем в тринадцать раз. Бетоно- и растворосмесители выпускаются давно уже не сотнями, а тысячами. На­ пряжение нарастает, как снежный ком, пущенный с верхушки высокой горы. Завод пока справляется со своими производственны­ ми задачами. Но вот именно пока... В нынешнем году «Строймаш» уже дважды не выполнял план по реализа­ ции продукции. К сожале­ нию, когда анализируют при­ чины каких-то срывов, то редко ссылаются на тради­ ции, вдумываются в то, с ка­ ким настроением работают люди. А зря. Если у знатного токаря Малярова пропало желание воспитывать молодежь и пе­ редавать ей свой опыт, что мы выяснили в раз­ говоре с ним, то это большой повод для беспо­ койства. И не только масте­ ру. Как ни странно, но очень часто просчеты, какие-то об­ щие недостатки для завода первыми чувствуют и подме­ чают нарушители трудовой и производственной дисципли­ ны. Они паразитируют за счет этого. Не случайно, что многие прогульщики говори­ ли нам о неудовлетворитель­ ных условиях труда. Знают, что это на предприятии ста­ ло чуть ли не повсеместным явлением. Количественный рост на заводе отстает от ка­ чественного. Здесь нам сразу же могут возразить: - — К вашему сведению, одна из наших машин удо­ стоена «Знака качества». Знаем и подтверждаем, что такой успех делает честь «Строймашу» и его труже­ никам. Кстати, в заводской наглядной агитации очень слабо отражена работа по выпуску машины со «Знаком качества». Жаль. Такая рабо­ та должна воспитывать, учить. Особенно молодежь. Но сейчас речь идет о другом. Когда мы пишем о качественном отставании, то имеем прежде всего в виду работу с людьми. Многосе- рийность производства — это высокий трудовой темп, чет­ кий ритм. Их обеспечивают люди, чьи интересы должны также строго •учитываться, как и плановые задания. Одна из ремонтных бригад слесарей работает в мастер­ ской, над которой расположе­ ны душевые. С потолка на ремонтников течет грязная вода. В литейном цехе завода очень плохая вентиляция. Кое-что сделали, потом бро­ сили. До конца не довели. Эта особенность для завода характерна. К небрежности привыкли. I Завод хбчет идти в ногу со временем. Мы уже упоми­ нали, что он начал строить новый корпус. Веяния вре­ мени проявляются и во мно­ гом другом. Но уж очень медленно. Известно, напри­ мер, что карты НОТ на рабо­ чих ’ местах — достижение новосибирской промышлен­ ности. Их используют метал­ лурги и радиотехники, обув­ щики и химики. На заводе строительных машин карты НОТ только разрабатывают­ ся. Известно, что на некото­ рых наших предприятиях планы комплексного социаль­ ного развития коллективов уже и составлены и даже ут­ верждены, претворяются в жизнь. На заводе строитель­ ных машин с этой целью только еще комиссию созда­ ли. За семь месяцев нынеш­ него года завод получил столько же рекламаций, сколько и за вес^> прошлый год. Это тоже показатель уровня трудовой и производ­ ственной дисциплины. Машины на сборке идут одна за другой. Самый при­ дирчивый контроль не может выявить все дефекты. Тут во многом рассчитывают на сознательность, на добросо­ вестное исполнение своих обязанностей. Если не воспи­ тали молодого человека, не потребовали с него, не пока­ зали ему, как работают вете­ раны, — не жди высокого качества. Простой болт он будет не завинчивать, а мо­ лотком забивать. Сойдет... На современном производ­ стве болезненно отражаются не только нарушения, допу­ щенные в цехе, но и в быту, дома. У рабочего Симонова была дома пьянка. После нее он выспался, а утром пошел на работу. Ему каза­ лось, что он «в норме». Оши­ бался Симонов. Он с пере­ жогом сварил раму бетонно­ го смесителя. Сварщик вер­ нулся домой, а другим рабо­ чим всю смену пришлось пе­ ределывать раму, ' устранять брак. Расхожая шутка на заводе такая: — Наши машины в космо­ се не летают/ Они у нас на земле крутятся. В шутке подтекст имеется. Раз на земле крутятся, то куда же денешься от грязи? Почти философия, испове­ дуя которую мастера прене­ брегают своим внешним ви­ дом, строители небрежно ве­ дут ремонт помещений, сле­ сари не доводят до конца р&боту по вентиляции цеха, а партийное бюро «терпит» скверно оформленную завод­ скую Доску почета. Распла­ чиваются текучестью кадров. За полгода принято 144 че­ ловека, уволено — 179. Каждый занимает в жизни какую-нибудь позицию. Она не обозначена бруствером или флажками. Убеждения и знания определяют координа­ ты этой позиции. У одного она для обороны, а у друго­ го для наступления. Нетер­ пимость к недостаткам — это признак идейности, соз­ нательности, это черта куль­ туры. Наступательная черта. В девятой пятилетке стра­ не нашей предстоит решать исключительно сложные за­ дачи. Успех придет наверня­ ка, если мы будем изо дня в .день крепить дисциплину, воспитывать каждого Совет­ ского труженика, как бойца и постоянно учитывать его запросы и знать, какую он в жизни занимает позицию. Ветеран завода начальник механического цеха Георгий Михайлович Кузин сказал как-то с грустью: — Раньше токарь был самый интеллигентный ра­ бочий... Но раньше, уважаемый Георгий Михайлович, их в сотни раз было меньше. Сейчас токарей — целая ар­ мия. А рядом с ними рабо­ тают фрезеровщики и свар­ щики, слесари и сборщики. Они имеют образование, им предоставлены условия для профессионального и духов­ ного роста. Надо только все использовать умело. Сделай это. завод, и ты будешь вполне современным пред­ приятием. Тогда и токари будут не хуже, чем раньше. Вернее, лучше, чем раньше. Мы уже говорили, что предприятию скоро трид­ цать. Многие заводы к этому возрасту имеют уже свои традиции. На заводе им. Чка­ лова новички начинают свою рабочую биографию с музея трудовой и боевой славы. На «Сибсельмаше», «Электросигнале», инстру­ ментальном стало традицией проводить вечера посвящения в рабочие. В торжественной обстановке юношам и девуш­ кам вручают путевки с при­ своением первого рабочего разряда. К ним обращаются с напутственным словом ве­ тераны, призывая свято хра­ нить и умножать славу кол­ лектива. Такие дни запоми­ наются навсегда. Они застав­ ляют молодых рабочих по­ чувствовать себя частицей трудовой семьи, проникнуть­ ся общими радостями и забо­ тами. На заводе строительных машин вопросы приема упро­ щены до минимума. Есть в механическом два передо­ вых рабочих — братья Аксе­ ненко. Три года работают здесь, уходить не собирают­ ся. А чем запомнился им первый день? Рассказывает Саша Аксе­ ненко, член к о м и т е т а ВЛКСМ. — Пришли мы с братом в отдел кадров, отдали трудо­ вые книжки, Нам назвали цех, куда идти, выписали пропуск. И мы пошли. С за­ водом знакомились по ходу дела, с его историей по слу­ хам. В Дзержинском районе «Строймаш» расположен «о соседству с заводами, на ко­ торых условия труда несом­ ненно лучше. Об этом знают. В тем числе и молодежь. Она сравнивает, делает вы­ воды. И если уж пока что не удается в каждом цехе соз- . дать современных условий труда, то надо в работе с людьми выигрывать на чем- то другом. Следует активнее исполь­ зовать такое надежное сред­ ство подъема творческой ини­ циативы и воспитания трудя­ щихся, как социалистическое соревнование. Этому обязы­ вает партийные, профсоюз­ ные и хозяйственные органы постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении организации социалистиче­ ского соревнования». Боль­ шое значение постановление ЦК придает, в частности, мо­ ральному поощрению сорев­ нующихся, пропаганде пере­ дового опыта. Многие новосибир с к и е предприятия начинаются по существу еще до. про­ ходной. На стендах висят портреты передовиков, вете­ ранов, орденоносцев, удар­ ников коммунистического труда. Красочно оформлены социалистические обяза­ тельства предприятий. На заводе строительных машин иначе. Проходная на­ чинается тоже со стенда. Но смотрят с него на вас жи­ вописно изображенные в ка­ рикатурах и фотографиях пьяницы. Такая наглядная агитация, безусловно, впе­ чатляет. Не знаем, как дей- 4 ствует она на поклонников зеленого змия, а вот на лю­ дей, впервые переступивших завод, наверняка угнетающе. Ведь проходная — лицо за­ вода. И .не пьяницы опреде­ ляют его, а передовики, ве­ тераны, ударники труда. Правда, тут же, на одной доске с пьяницами, висят и несколько обод р я ющ н е объявления, как то: «Мы из Прииртышья». Цыганский ансамбль «Очи черные», приглашение в школу рабо­ чей молодежи и в турист­ скую поездку. А далеко от проходной между пролетами цехов. — Доска почета. И, надо ска­ зать. она не впечатляет. Вме­ сте с инженером по соревно­ ванию (есть такая должность на заводе) Л. Н. Никулочки- ной идем от одного стенда к другому. И все они' выглядят жалко, неряшливо. Фотогра­ фии передовиков выцвели, запылились, подписи к ним не разобрать. На другой до­ ске, где вывешиваются пока­ затели завода, итоги сорев­ нования цехов, задуманные когда-то звездочки не горят. — К маю оформляли Дос­ ку почета, и показателей, — говорит И. А. Будаев. — Тогда все было светленько, ясненько, а теперь запыли­ лось, потемнело. А что сде­ лаешь? Завод есть завод. Но думается, что сделать все-таки можно и нужно. Сделать так, чтобы о пере­ довиках на заводе знали, что­ бы премии получали они не только у кассира, расписы­ ваясь в бухгалтерской ведо­ мости. Сделать так, чтобы опыт ветеранов стал приме­ ром для других. Словом, заводскому пар­ тийному бюро, цеховым пар­ тийным организациям есть куда направить свое внима­ ние и не оставлять в забве­ нии моральные стимулы, вос­ питывающие в людях твор­ ческую активность, трудовой энтузиазм, рабочую гордость. Для достижения этой вос­ питательной цели должно быть использовано все: жи­ вое партийное слово, опыт ветеранов, творчество нова­ торов, социалистическое со­ ревнование, высокоидейная пропаганда, традиции пред­ приятия. Т. БОРТНИКОВА. Р. НОТМАН. Г О Р О Д — С Е Д У Т Р У Д Н Ы Й Э К З А М Е Н Десятую уборочную страду проводит на полях области горожанин Иван Иванович Хрестич. Нынче он возглав­ ляет колонну Бердского ав­ тотранспортного предприя­ тия, что прибыла на помощь Хлеборобам в Битковский совхоз Сузунского района. Сорок пять машин самых различных марок в его ко­ лонне. Это сила, способная перевезти за короткий период уборки многие десятки тысяч тонн сельскохозяйственных Грузов. Но опытный автомобилист И. И. Хрестич знает: сила эта станет ударной лишь тог­ да. когда машины будут на­ ходиться в полной исправно­ сти, когда не станут стоять из-за отсутствия запасных частей, когда каждый шофер будет высоко нести честь представителя городского рабочего класса. Поэтому подготовка к поездке на се­ ло началась еще весной. Це­ лых три месяца Хрестич со­ бирал нужнейшие запасные части. Во всем автопредпри­ ятии тщательно готовили тех­ нику. Сегодня бердчане еще раз убедились: труды не пропали даром. Из 45 машин 43 по­ стоянно на ходу. Ни дня, ни*часа простоя! — под таким девизом тру­ дятся шоферы из Вердска. В первые дни, когда страда еще не развернулась, води­ тели возили строительные материалы на объекты сов­ хоза. А потом началась убор­ ка кукурузы на силос — только поспевай отвозить. Бердские грузовики рас­ пределены по всем отделени­ ям крупнейшего в Сузунском районе хозяйства. И. И. Хре­ стич маневрировал техникой, успевал «перебрасывать» машины из одного отделения в другое — туда, где они больше были нужны. Пока широким фронтом шла убор­ ка кукурузы, большинство ав­ томобилей было занято на пе­ ревозках силосной массы. Часть доставляла зерно от комбайнов на тока. В пого­ жие дни, которые установи­ лись в начале сентября, сте­ пные корабли ведут обмолот до тех пор, пока на валки не падет роса. А как только комбайны прекращают обмо­ лот, шоферы мчатся на ток и там загружают машины подработанным зерном, что­ бы везти в Сузун, на элева­ тор. Расстояние не близкое — пятьдесят - шестьдесят километров, но успевают-та- ки люди сделать по рейсу. ...В это сентябрьское утро рано проснулись Битки. На полях еще лежит обильная роса. Нельзя вести обмолот хлебов, но технику готовить можно. Хлопочут у своих степных кораблей комбайне­ ры, проверяют «здоровье» автомобилей шоферы. Сегод­ ня к механизаторам всего района из Сузуна приехали члены бюро и члены райко­ ма партии. На втором отделе­ нии совещание с механиза­ торами провел секретарь райкома Геннадий Александ­ рович Шувалов. Задача яс- ная — к 20 сентября завер­ шить обмолот всех хлебных массивов, убрать кукурузу. Механизаторы отвечают на призыв делом. Как только подсохли валки, начался об­ молот. Сразу ota трех комбай­ нов берут зерно шоферы Ю. Ф. Фадеев, В. А. Пше­ ничников и другие. Настрой у людей боевой. К Местным руководителям е д и н с т в е н н ые претен­ зии — дать возможность по­ мыться после Трудового дня, позаботиться о бане. Да спи­ чек, курева трудно достать. Тут уж работникам торговли надо разворачиваться. Не де­ ло, когда комбайнер, тракто­ рист, шофер в страдную пору бьется над мелочной пробле­ мой: где достать спички? У него и поважнее заботы есть, Страда предъявляет жест­ кие требования. Понимают это бердчане. Недавно у них произошло «ЧП ». Два шофе­ ра — В. А. Никотин и В. Б. Иванов, хотя и короткое вре­ мя, но использовали машины в личных целях. Пощады им не дали. Крепко пробрали их товарищи. Никотину сказали: «Ты поезжай домой, . в Бердск. Нам здесь не нужны дезорганизаторы важного де­ ла». Иванова сняли с. маши­ ны, перевели в слесари. Нет больше в колонне «анархистов», недисципли­ нированных. Все — единая трудолюбивая семья. Кого ни возьми — выполняет по полторы-две нормы в день. Это пока начало. В Бит- ковском совхозе главное на­ пряжение еще впереди. Здесь около 11 тысяч гектаров зерновых. Только под пшени­ цей занято 8.600 гектаров. По заданию на хлебоприем­ ный пункт надо отв е з т и 75.400 центнеров зерна. Шо­ феры понимают, что скоро на плечи их машин ляжет еще большая нагрузка, и готовы к испытаниям. — Как только закончим возить кукурузу, автомобили «ГАЗ -51» отправим в Бердск, а взамен их получим пять мощных «МАЗов» с те­ лежками, — говорит И. И. Хрестич. — Только эти ав­ топоезда за один рейс доста­ вят в Сузун 70 тонн зерна. Отменно трудятся шофе­ ры. Обидно только, что ниг­ де не видно их результатов. Всюду лишь заметны дости­ жения сельских механизато­ ров., Нет у автомобилистов пока гласности в соревнова­ нии. — Один не успеваю, — признается И. И. Хрестич.— Диспетчера только вот при­ слали. Одному, конечно, все не успеть. Но ведь в колонне есть коммунисты. Да и бес­ партийные не поленятся от­ разить на простом листе или доске результаты своих то­ варищей. Но их надо органи­ зовать, направить. И тогда соревнование водителей раз­ горится с новой силой. Лю­ бой трудный экзамен будет выдержан. Н. УХИН . Наш спец. корр. Сузунский район. I I I Ш— ■ ■ ■ ■ П Рядом е вокзалом станц и и Н о в оси би рск-Глав ны й стро ится кальное сооружение. Это б у де т высотная 24-этажная гости ни ца на 1.000 мест. Возводит ее С М У -8 «С и ба каде м стр о я ». Нулевы е работы вы по лняет комплексная бригада комм унистического тр у д а , возглав­ ляемая опы тным строителем Борисом Григорьевичем Агаповым. Сейчас с тро ите ли ведут работы по ук ла дке м онолитного фундам ен­ та. В клю чи вш ись в социалистическое соревнование по достойной встрече 54-й годовщины Великого О ктя бря , рабочие бригады еже­ дневно в ы по лняю т по по лторы нормы и больш е. На снимках: слева — разгрузка с тр о и те ль н ы х материалов; с п р а ­ ва — лу ч ш и е рабочие бригады М и ха и л А Б Р А М О В и В л адимир Б Е Л О ­ З Е Р Ц Е В . Ф ото Г. Клим чука. ш ■с f | tf! || ÉM • .Л.-:. l i l i l í ■•Vf' i ' . ' . . | ш : ' ;:ЙЙ'Й:Й:Й': ; Д 1 1 ЖШР | § щ i i i i Ж У Р Н А Л «САДОВОДСТВО» Мы тле н и плесень вытравим из ж изни. Весь мир кругом оденем в к р а с о ту .- К огда я думаю о коммунизме, Я в и ж у ветку я блони в цвету! « С а д о в о д с т в о » — еж ем есяч­ ный научно - п р о и зв о д ств е н ­ ный ж у р н а л, орган М и н и с те р ­ ства сельского хозяйства С С С Р . Э то о д н о из старейших пе ри оди чески х изданий нашей страны. Ж у р н а л ве де т по сто ян н ую п р о п а га н ду реш ений К омм уни ­ стической партии и С о в е тс к о го правительства о всем ер ном развитии садо в о дс тв а и вино­ градарства в колхозах и сов­ хозах. Главное внимание у д е ­ ля е т осв ещ ению дос ти ж е н и й науки и пе редового , опыта в этих отраслях сель ского хо­ зяйства. В основных ра зде лах ж у р н а ­ ла п у б ли к ую тся статьи по во­ просам экономики и организа­ ции, п е р е д о в о м у опы ту выра­ щивания высоких урож аев. Ж у р н а л п р о в о д и т тв о р ч е с к и е ди скуссии по важным в о п р о ­ сам развития садоводства, ин­ ф о р м и р у е т читателей о л у ч ­ ших новых сортах, ядохим ика­ тах, новых констр укц и ях ма­ шин, новых книгах. О тв еч ает на »о п р о с ы читателей, д а е т консультац и и по агротехнике, защите растений, оп лате тр у д а * Ар. П о дп и с н а я плата на г о д — тр и р у б л я . ХОРОШОПОДГОТОВИТЬСЯИОРГАНИЗОВАНО НАЧАТЬ ЗИМОВКУ НА ФЕРМАХ Текущий год предъявляет повышенные требования к животноводам колхозов и совхозов нашей области. От результатов первого старто­ вого года пятилетки во мно­ гом будет зависеть успешное решение задач увеличения производства молока и мяса. В животноводстве сейчас, главное — быстрее завер­ шить подготовку к зимовке и организованно перевести скот на стойловое содержа­ ние Необходимо с наиболь­ шей эффективностью ис­ пользовать оставшийся до зимы период, чтобы в каж­ дом хозяйстве создать усло­ вия, обеспечивающие полу­ чение высоких надоев моло­ ка и привесов скота. Прежде всего нужно по­ заботиться о пополнении за­ пасов грубых кормов, силоса и корнеплодов. Колхозы и совхозы заготовили около 1.220 тысяч тонн сеиа и около 150 тысяч тонн сена­ жа. На условную голову ско­ та сена и сенажа приходится по 11 центнеров. Хотя это и больше, чем было припасено в прошлом году, но для полу­ чения высокой продуктивно­ сти животных этого еще не достаточно. Выполнили или близки к завершению планов загото­ вок сена хозяйства Купин- ского, Сузунского, Черепа- новского. Тогучияского и не­ которых других районов. В Маслянинском районе в среднем на корову заготов­ лено по 2 тонны сенажа,- Мало заготовлено кормов в колхозах и совхозах Ка- расукского, Венгеровского, Кыштовского, Северного и Здвинского районов. Погодные условия осени требуют особой организован­ ности и четкости в работе. Сейчас в разгаре заготов­ ка силоса. Внимание руково­ дителей и специалистов хо­ зяйств должно быть обраще­ но на бесперебойную работу техники, на соблюдение тех­ нологии заготовки силоса. Очень важно быстрее завер­ шить уборку кукурузы, свое­ временно заскирдовать всю солОму. по-хозяйски провес­ ти уборку корнеплодов,спол­ на использовать на корм скоту отавы естественных трав, ботву корнеплодов. Необходимо с самого нача­ ла организовать правильное хранение кормов. Лучше все­ го подвезти или заложить их около животноводческих помещений. Нужно хорошо вывершить стога и скирды, надежно укрыть силосные сооружения. Вокруг буртов поделать канавки для отво­ да воды, стога и скирды обнести изгородью, защитить от потрав. В совхозах Ба- рабияского и БагансКого районов все сено подве­ зено к местам размещения скота на зимовку. В то же время в Болотнинском, Ко- лыванском, Северном и Кыш- товском районах подвозка еще не организована. Задача животноводов — с максимальной эффективно­ стью использовать корма. В практике прошлых лет было немало примеров, когда не­ которые совхозы и колхозы в начале зимовки имели со­ лидные запасы сена и сило­ са, а к концу зимы в резуль­ тате бесхозяйственности ока­ зывались в трудном положе­ нии. Это приводило к тяже­ лым последствиям. Поэтому в каждом хозяйстве до по­ становки скота на стойловое содержание должен быть со­ ставлен план расходования кормов и налажен контроль за его выполнением. В организации правильно­ го кормления скота велика роль колхозных и совхозных зоотехников. Используя до­ стижения науки и передовой практики, они должны хоро­ шо организовать кормление животных. Особое внимание специалисты должны обра­ тить на кормление скота в переходный период. Боль­ шие потери от снижения на­ доев молока несут те колхо­ зы й совхозы, которые недо­ оценивают значение правиль­ ной организации кбрмления коров во время перевода от пастбищного содержания к стойловому. Нередко под ви­ дом экономии кормов перево­ дят на стойловый рацион с опозданием. Некоторые спе­ циалисты считают, что на пастбцщах в сентябре кор­ мов еще достаточно, и дела­ ют серьезный просчет. Это приводит к резкому сниже­ нию надоев, животные теря­ ют упитанность. В ряде кол­ хозов и совхозов силос при­ держивают до более поздних месяцев зимовки, а в сентяб­ ре — ноябре держат скот на отходах овощеводства и кор­ неплодов. Такое кормление, как правило, приводит к не­ сбалансированности рацио­ нов по сухому веществу, к нарушению желаемого соот­ ношения кислотных и щелоч­ ных элементов, к непродук­ тивной трате кормов и, в ко­ нечном счете, к снижению надоев. Нужно стремиться к тому, чтобы коровы с перво­ го и до последнего дня стой­ лового периода сочные кор­ ма получали в ассортименте. Для правильного кормле­ ния животных и экономного расходования кормов рацио­ ны необходимо сбалансиро­ вать по основным питатель­ ным веществам. Это в пер­ вую очередь относится к протеину, так как из него в конечном итоге образуются белки тела и молока. Многие хозяйства испыты­ вают дефицит в белковых кормах. В перспективе им, возможно, следует пересмот­ реть структуру посевных площадей, повысив в ней удельный вес зернобобовых культур (гороха, вики) и мно­ голетних бобовых трав (лю­ церны. клевера, люпина и др.). Для балансирования ра­ ционов по протеину можно использовать синтетическую мочевину. Наукой и практи­ кой доказана возможность замены 25— 30 процентов переваримого протеина в ра­ ционе животных карбами­ дом. Карбамид выпускается в достаточном количестве. Разумное использование его позволит избежать излишних затрат корма и снижения продуктивности скота в зим­ нее время. Следует, однако, помнить, что как недостаток, так и из­ быток протеина в рационах молочного скота нежелатель­ ны. В первом случае снижа­ ются удои, ухудшается каче­ ство молока, снижается со­ держание в нем жира, уве­ личиваются на 15— 20 про­ центов затраты корма на единицу продукции, во вто­ ром — нерационально рас­ ходуются дорогостоящие или дефицитные белковые корма без существенного повыше­ ния надоев. В рационах дой­ ных коров в расчете на 1 кормовую единицу должно быть следующее количество переваримого протеина: при среднесуточном удое 8 кило­ граммов — 95 г, при 9— 15 кг — 98 г, при удое 16— 20 кг — 100 г, при удое 21— 24 кг — 102 г и свыше 24 кг — 105 г. Для нетелей и стельных сухостойных ко­ ров этот показатель состав­ ляет 110 г. Важно при кормлении мо­ лочного скота выдержать са­ харно - протеиновое отноше­ ние. В рационах дойных коров должно быть 1:1,5, иначе говоря, на единицу пе­ реваримого протеина должно приходиться 1— 1,5 единицы переваримого сахара. При невозможности конт­ ролировать рационы по соот­ ношению сахара и протеина это можно сделать по соот­ ношению протеина и безазо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2