1 / 4 Next Page
Information
Show Menu
1 / 4 Next Page
Page Background

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

СОВЕТСКАЯ

СИБИРИ

ОРГАН НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО

КОМИТЕТОВ ВКПСб) И ОБЛИСПОЛКОМА

X

№ 126 (5894)

2 ИЮНЯ 1939 г., пятница

О МЕЖДУНАРОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ

^ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СССР

Доклад председателя Совета Народных Комиссаров СССР и народного

иностранных дел тов. В. М. M0J10T0BA на третьей Сессии

Верховного Совета СССР 31 мая 1939 года

Цена 10 коп.

Поднять

угледобычу

на отстающих шахтах

т<Ъбасс в

мае работал

неудовлетвори-

' дьяо. Страна недополучила

от

горняков

мссейна

170 тысяч тонн

угля. Из

35 шахт комбината майский план выпол-

нили десять шахт. Передовая в Кузбассе

шахта Ml 1-6 треста Аижероуголь (заве-

дующий шахшй

т.

Журавлев) выполнила

полугодовой план угледобычи на 36 дней

раньше срока. Выполнили месячный план

•»цхта именн Ярославского, шахта «А»

сета Ленину голь, шахта Маганак треста

4

рокопьевскуголь и другие.

Это

значит,

го не все угольщики Кузбасса работали

ufoxo. Стахановцы, инженерно-техниче-

ские работники, многие партийные орга-

низации шахт закрепили успехи, достиг-

нутые в первом квартале, развернули со-

циалистическое соревнование инени Треть-

ей Сталинской Пятилетки и, несмотря на

некоторый сезонный отлив рабочих, вы-

полняют и перевыполняют государствен-

ный план угледобычи.

Анализ работы Кузбасса за май показы-

вает, что угледобычу в бассейне решает

несколько

крупных, сильно

отставших

шахт.

Из

обшей недодачи в 170 тысяч

Tihh

только пять

шахт — имени Сталина

(Прокопьевск),

имени Кирова и «Пионер-

ка»

(Ленинск),

шахтЫ Ms 9-15 и >& 5-7

имени

Кирова

(Анжерка)

недодали

105

гысяч тонн угля, или

более 60 про-

центов.

Последние дни мая, когда некоторые из

отстававших ранее шахт подтягивались и

выходили на уровень выполнения плана,

эти пять шахт не дали резкого увеличе-

ния угледобычи. За 29 мая они недодали

3.300 тонн угля, за 30 ная эти шахты

увеличили долг до 4 тысяч тонн. В каж-

дом тресте есть одна—две шахты, которые

своим отставанием тянут книзу кривую

угледобычи по всему тресту и Кузбассу.

Не подняв добычу угля на этих отстаю-

щих, решающих добычу, шахтах, нельзя

вывести из прорыва весь Кузбасс.

Народный комиссар топлявпой промыш-

ленности тов. Л. М. Каганович издал при-

каз

97 о под'еме угледобычи на от-

стающих шахтах. Па ряде шахт назначе-

ны

уполноноченные

наркомата,

ко-

торые наравне с заведующими отвечают

выполнение приказа наркома, за под'ем

угледобычи. По приказу наркома в Куз-

басс, в первую очередь на отстающие шах-

ты, дополнительно направлены сотни от-

бойных нолотков, десятки врубовых ма-

шин. конвейеры, привода и другие меха-

низмы. Партия и правительство полно-

стью удовлетворили заявки руководителей

шахт Кузбасса на оборудование. Значит,

дело сейчас в правильном использовании

этого оборудования, в органивации труда

шахтеров, в увеличении цикличности в

лавах и забоях.

На осноне приказа М 97 на шахтах

разработаны мероприятия по ликвидации

угольного прорыва. Эти мероприятия в

Кузбассе проводятся крайне медленно и на

самых крупных

шахтах не дали еще

сколько-нибудь заметных результатов. Ос-

новными причинами того — почему шах-

ты не выполняют государственный план

являются ослабление борьбы за повыше-

ние цикличности, ослабление трудовой

дисциплины, низкий уровень политиче-

ской работы в нассах, неудовлетворитель-

ное. а зачастую и полное отсутствие со-

циалистического соревнования среди гор-

няков.

Шахта имени Кирова треста Ленинуголь

(заведующий т. Кучнн) ежедневно недо-

дает 1.000—1.200 тонн угля. При пла-

не и 3.738 тппн она выдала за 30 ная

всего 2.578 тонн угля. Фронт работы,

оборудование позволяют уже сегодня добы-

вать на этой шахте свыше четырех тысяч

тонн. На шахте ежедневно в большинстве

лав срывается работа по графику. То за-

ЯР^жат перепмовку

конвейеров, то за-

поздают с креплением или не во-время

произведут отпалку. и цикл сорван. Срыв

цикла, нарушение графика вошло в при-

вычку. Никто уже не удивляется, когда

всю лаву не выкачивают за смену или

за сутки.

Срыв

графика работы дезорганизу-

ет добычные бригады разборщиков. Они

. тагами сидят на шахте без работы, а

,пустившись в лаву не успевают выка-

,<ать весь вруб. На шахте имени Кирова

нет ни одной лавы, работающей по методу

т. Шашацкого или т. Гвоздырькова.

Пора от слов перейти к стахановской

работе по графикам цикличности,

пора

поднять ответственность инженерно-тех-

нических работников, горных мастеров и

бригадиров за точное выполнение наря-

дов, которые даются в расчете на циклич-

ную работу. Необходимо партийным орга-

низациям свою массовую работу вести

так. чтобы она способствовала выполне-

нию графиков ЦИКЛИЧНОСТИ. Только там,

где есть борьба за график, шахты, участ-

ки не знают отставания угледобычи, там

высокая производительность труда и вы-

сокие заработки шахтеров.

Социалистическое соревнование имени

Третьей Сталинской Пятилетки является

коммунистическим методом вовлечения ши-

роких масс в борьбу за выполнение реше-

ний XVIII с'езда партии. [Пахта ,>й 1-6

сумела выполнить полугодовой план угле-

добычи на 36 дней раньше срока потому,

что здесь сумели организовать стаханов-

скую работу, применили социалистическое

соревнование, как метод организации гор-

няков в борьбе за выполнение

государ-

ственного плана. Каждую смену рабочие

шахты № 1-6 вместе с горными мастера-

ми и бригадирами обсуждают работу за

прошлые сутки, выясняют причины, ко-

торые нешали в работе, разоблачают ло-

дырей. Па шахте организован массовый

контроль за тем. как каждый отдельный

рабочий выполняет сменное задание. Так

организовать социалистическое соревнова-

ние можно и нужно на любой шахте. Си-

ла социалистического соревнования в том

и заключается, что повседневно проверяет-

ся, как выполнены обязательства, кото-

рые берут шахтеры, подтягиваются от-

стающие на основе опыта передовых.

На отстающих шахтах—имени Сталина,

имени Кирова, шахте Xs 9-15 социалисти-

ческое соревнование не организовано. За-

ведующие шахтами, председатели шахтко-

нов. секретари партбюро вспоминают о

соревновании в начале нового месяца и

только потому, что необходимо перезаклю-

чать социалистические договоры.

Организовать массовое

социалистиче-

ское соревнование имени Третьей Сталин-

ской Пятилетки на отстающих шахтах и

ежедневно проверять его результаты. Не-

обходимо, чтобы решающим показателем со-

ревнования являлись график цикличности,

его выполнение, ибо от этого зависит

успех борьбы за уголь.

В Кузбасс прибывает новое пополнение

рабочих. По призыву товарища Сталина

идут колхозники, идут комсомольцы. Боль-

шинство их

стремится быстро

освоить

горное дело, стать стахановцами и масте-

рами угля. Это пополнение идет в первую

очередь на крупнейшие, отстающие шах-

ты. Задача партийных и хозяйственных

руководителей — закрепить эти кадры,

помочь молодым горнякам стать стаха-

новцами угля, не допустить их отлива.

Некоторые руководители еше не поняли,

что они несут величайшую ответствен-

ность за закрепление этих молодых шах-

теров. На шахте именн Кирова в Ленин-

ске из-за бездушного отношения руково-

дителей 38 комсомольцев ушли с рудника.

Им не были созданы необходимые бытовые

условия, рабочие не были закреплены

за определенными забоями.

Народный комиссар тов. Л. М. Кагано-

вич требует прикрепить к молодым шах-

терам старых, опытных

горняков-стаха-

новцев, создать хорошие бытовые условия

для новичков. Это требование паркома

должно быть выполнепо безоговорочно.

Кузбасские горкомы партии,

особенно

Анжерскпй (секретарь горкома т. Шма-

ков), Прокопьевский (секретарь

горкома

ВКП(б) т. Багров). Ленинский (секретарь

горкома т. Творогов), целиком несут ответ-

ственность за плохую работу шахт. Нельзя

признать нормальным, когда в момент на-

пряженной борьбы за уголь горкомы

ВКП(б) остаются в стороне, не организу-

ют массовое движение шахтеров за стаха-

новскую работу. Коммунисты должны стать

во главе стахановского движения. Прямой

долг горкомов итти на шахты и по-боль-

шевистски, оперативно руководить партий-

ной работой на отстающих шахтах.

Страна ждет от угольщиков

Кузбасса

выполнения государственного плана угле-

добычи. Нужно поднять выше знамя со-

циалистического соревнования горняков,

знамя борьбы за цикличную

работу.

Угольщики Кузбасса вновь займут тогда

одно из передовых мест в соревновании

угольных бассейнов СССР.

ПЕРВЫЙ ВАЛ ДЛЯ ГИДРОТУРБИНЫ

„БОЛЬШОЙ

волги-

КРАМАТОРСК. 31 мая. (ТАСС).

Сегодня в подарок третьей Сессии Вер-

. .зного Совета СССР коллектив первого

I еха Краматорского завода тяжелого маши-

ностроения им. Сталина досрочно закон-

чил неханнческую обработку первого вала

для ,'протурбипы «Большой Волги».

Встав иа вахту инени третьей Сессии,

стахановские бригады токарей тт. Наси-

пайко, Котобой. Загорулько обработали вал

за 290 станкочасов вместо 550 по плану.

В ближайшее время вал отправят в Ле-

нинград на металлический завод имени

Сталина, где будет производиться сборка

гидротурбины.

Пленум Новосибирского горкома ВКП(б)

Сегодня, в 7 часом вечера, в зале горсовета созывается IV ПЛЕНУМ НО-

ВОСИБИРСКОГО ГОРКОМА ВКП(б).

Явна членом пленума и членов ревизионной комиссии обязательна.

Приглашается партийный актив. Пригласительные билеты получить в

райкомах ВКП(б).

ГОРКОМ ВКП(б).

Товарищи депутаты! Предложение депута-

тов заслушать на Сессии Верховного Со-

вета сообщение Наркоминдела вполне по-

пятно. За последнее время в международ-

ной обстановке произошли серьезные из-

менения. Эти изменения, с точки зрения

миролюбивых держав, значительно ухуд-

шили международное положение.

Мы имеем теперь дело с известными

результатами политики агрессивных госу-

дарств, — с одной стороны, и политики

невмешательства со стороны демократи-

ческих стран, — с другой стороны. Пред-

ставители агрессивных стран непрочь сей-

час похвастаться достигнутыми уже ре-

зультатами политики агрессии. Чего-чего,

а в хвастовстве недостатка здесь не па-

блюдается

(веселое оживление в зале).

Представители демократических стран, от-

вернувшихся от политики коллективной

безопасности и проводивших

политику

непротивления агрессии, стараются пре-

уменьшить значение происшедшего ухуд-

шения в международной обстановке. Они

все еще занимаются, главным образом,

«успокоением» общественного мнения, де-

лая вид, что ничего существенного за

последнее время не произошло.

Позиция Советского Союза в опенке те-

кущих событий неждународной жизни

отличается от позиции той и другой сто-

роны. Она, как каждому понятно, ни в

каком случае не может быть заподозрена в

каком-либо сочувствии агрессорам. Она

чужда также всякому замазыванию дей-

ствительно

ухудшившегося

междуна-

родного положения. Для нас ясно, что по-

пыткам скрыть от общественного мнения

действительные изменения, происшедшие

в международном положении, необходимо

противопоставить факты. Тогда станет

очевидным, что «успокоительные» речи и

статьи нужны только тем, кто не хочет

мешать дальнейшему развитию агрессии, в

надежде направить агрессию, так сказать,

по более или менее «приемлемому» на-

правлению.

Еще недавно авторитетные представи-

тели Англии и Франции старались успо-

коить общественное мнение своих стран,

прославляя успехи злополучного мюнхен-

ского соглашения. Они говорили, что сен-

тябрьское соглашение в Мюнхене предот-

вратило европейскую войну, путем срав-

нительно не таких уж больших уступок

со стороны Чехо-Словакии. Многим и тог-

да казалось, что представители Англии и

Франции пошли в Мюнхене в своих уступ-

ках за счет Чею-Словакни дальше, чем

они на это имели право. Мюнхенское со-

глашение было, так сказать, кульмпна-

ционнын пунктом полигики невмешатель-

ства, кульминационным пунктом согла-

шательства с агрессивными странами. А

к каким результатам эта политика приве-

ла? Остановило ли агрессию нюнхенское

соглашение? Нисколько.

Напротив, Гер-

мания не ограничилась полученными

в

Мюнхене уступками, то-есть получением

судетских районов, населенных немцами.

Германия пошла дальше, просто-напросто

ликвидировав одно из больших славянских

государств — Чехо-Словакию. От сентября

1938 года, когда состоялось нюнхенское

совещание, прошло немного времени, а в

марте 1939 года Германия уже покончи-

ла с существованием Чехо-Словакии. Гер-

мания удалось это провести без противо-

действия с члей-либо стороны, так глад-

ко, что возникает вопрос, в чем, собствен-

но, заключалась действительная цель со-

вещания в Мюнхене?

Во всяком случае, ликвидация Чехо-

Словакии, вопреки мюнхенскому соглаше-

нию, показала всему миру, к чему приве-

ла политика невмешательства, достигшая

в Мюнхене, можно сказать, высшей своей

точки. Провал этой политики стал оче-

видным. Между тем страны-атрессоры

продолжали придерживаться своей поли-

тики. Германия отняла у Литовской рес-

публики Мемель и Мемельскую область.

Как известно. Италия также не осталась

в долгу. В апреле месяце Италия покончи-

ла с независимым государством — Алба-

нией.

После этого нет ничего удивительного в

том, что в конце апреля одной своей

речью глава

германского

государства

уничтожил два важных международных

договора: морское соглашение Германии с

Англией и пакт о ненападении между

Германией и Польшей. В свое вреня этим

договорам придаталось большое междуна-

родное значение. Однако Германия очень

просто разделалась с этими договорами,

не считаясь ни с какими формальностями.

Таков был ответ Германии на проникну-

тое духом миролюбия предложение прези-

дента

Соединенных Штатов

Америки

Рузвельта.

Дело не ограничилось расторжением

двух международных договоров. Германия

и Италия пошли дальше. Па-днях опубли-

кован заключенный между ними военно-

политический договор. Этот договор имеет

в своей основе наступательный характер.

Согласно этому договору Германия и Ита-

лия должны поддерживать друг друга в

любых военных действиях, начинаемых

одной из этих стран, включая любую аг-

рессию, любую наступательную

войну.

Еще совсем недавно сближение между Гер-

манией и Италией прикрывалось якобы

необходимостью совместной борьбы с ком-

мунизмом. Для этого немало пошумели о

так называемом

«аптпкоминтерновспом

пакте».

Антикоминтерповская

шумиха

сыграла в свое время известную роль для

отвлечения внимания. Теперь агрессоры

I уже не считают нужный прятаться за

' ширму. В военно-политическом договоре

между Германией и Пталией уже нет ни

звука о борьбе с Коминтерном. Зато го-

сударственные деятели и печать Гернании

и Италии определенно говорят, что этот

договор направлен именно против глав-

ных европейских демократических стран.

Кажется ясно, что приведенные факты

свидетельствуют о наличии серьезного

ухудшения в международной обстановке.

В связи с этим в самой политике не-

агрессивных стран Европы также наме-

тились некоторые изменения в сторону

противодействия

агрессии.

Насколько

серьезпы эти изменения — мы еще по-

смотрим.

Пока нельзя даже сказать,

имеется ли у этих стран серьезное жела-

ние отказаться от политики невмешатель-

ства, от политики непротивления даль-

нейшему развефтыванию агрессии. Не

случится ли так, что имеющееся стрем-

ление этих стран к ограничению агрессии

в одних районах не будет служить пре-

пятствием к развязыванию агрессии в

других районах? Такие вопросы ставятся

и в некоторых органах буржуазной печа-

ти за границей. Поэтому мы должны

быть бдительными. Мы стоим за дело ми-

ра и за недопущение дальнейшего раз-

вертывания агрессии. Но ны должны пом-

нить выдвинутое т. Сталиным положение:

«Соблюдать осторожность и не давать

втянуть в конфликты нашу страну про-

вокаторам войны, привыкшим загребать

жар чужими руками». Только в этом

случае мы сумеем до конца отстоять

интересы нашей страны и интересы все-

общего мира.

Есть, однако, ряд признаков того, что

в демократических странах Европы все

больше приходят к сознанию провала по-

литик» невмешательства,

приходят к

сознанию необходимости более серьезных

поисков мер и путей для создания единого

фронта миролюбивых держав против аг-

рессии. В такой стране, каж

Англия,

стали громко раздаваться речи о необхо-

димости крутого изменения внешней поли-

тики. Мы, конечно, понимаем разницу

между словесными заявлениями и дей-

ствительной политикой. Но все же нельзя

не отметить, что эти речи не случайпы.

Вот некоторые факты. Между Англией и

Польшей не существовало пакта о взаимо-

помощи. Теперь решение об этом пакте,

припято. Значение этого соглашения лишь

усиливается тем, что Германия разорвала

пакт о ненападении с Польшей. Нельзя

не признать, что

пакт взаямопомопш

между Англией и Польшей вносит изме-^

нение в европейскую обстановку. Или,

дальше. Между Англией и Турцией не

было пакта о взаимопомощи, в последнее

же время известное соглашение о взаимо-

помощи между Англией и Турцией уже

состоялось. П этот факт вносит свое из-

менение в международную обстановку.

В связи с этими новыми фактами одной

из характерных' черт последнего периода

следует признать стремление неатрессив-

ных европейских держав привлечь СССР к

сотрудничеству в деле противодействия аг-

рессии. Понятно, что это стремление за-

служивает внимания. Исходя из этого, Со-

ветское правительство приняло предложение

Англии и Франции о переговорах, имеющих

целью, укрепить политические отношения

между СССР, Англией и Францией и на-

ладить фронт мира против дальнейшего

развития агрессии.

Как мы определяем наши задачп в сов-

ременной международной обстановке? Мы

считаем, что они идут по линии интересов

других неагрессивных стран. Оип заклю-

чаются в том, чтобы остановить дальней-

шее развитие агрессии, и зля этого евз

1

дать надежный и эффективный оборони-

тельный фронт неагрессивных держав.

В связи со сделанными nav предложе-

ниями английского н французского пра-

вительств Советское правительство всту-

пило в переговоры с последними насчет

необходимых мер борьбы с агрессией. Это

было еше в середине апреля текущего

года. Начавшиеся тотда переговоры еще

не закончены. Однако уже тогда можно

было видеть, что если в самом деле хотят

создать дееспособный фронт миролюбивых

стран против наступления агрессии, то

для этого необходимы, как минимум, та-

кие условия: заключение между Англией.

Францией и СССР эффективного пакта

взаимопомощи против агрессии, имеющего

исключительно оборонительный характер;

гарантирование со сторопы Англии, Фран-

ции и СССР государств Центральной и Во-

сточной Европы, включая в их число все

без исключения

пограничные с СССР

европейские страны, от нападения агрес-

соров; заключение конкретного соглаше-

ния между Англией, Францией и СССР о

формах н размерах немедленной а эффек-

тивной помощи, оказываемой друг другу

и гарантируемым государствам в случае

нападения агрессоров.

Таково наше мнение, которое мы нико-

му не навязываем, но за которое мы

стоим. Мы но требуем принятия нашей

точки зрения и никого не просим об

этом. Мы считаем, однако, что эта точка

зрения действительно отвечает интересам

безопасности миролюбивых государств.

Это было бы соглашение исключи-

тельно оборонительного характера, дей-

ствующее против нападения со стороны

агрессоров в в корне отличающееся от

того военного и наступательного союза,

который заключили недавно между собой

Германия и Италия.

Понятно, что основой такого соглаше-

ния является принцип взаимности и рав-

ных обязанностей.

Следует отметить, что в некоторых

англо-французских

предложениях

этот

элементарный принцип не нашел благо-

склонного к себе отношения. Гарантировав

себя от прямого нападения агрессоров

пактами взаимопомощи между собой и с

Польшей и обеспечивая себе помощь СССР

в случае нападения агрессоров иа Поль-

шу и Румынию, англичане я французы

оставляли открытым вопрос — может ли

СССР в свою очередь рассчитывать на

помощь с их стороны в случае прямого

нападения на него со стороны агрессоров,

равно как оставляли

открытым

другой

вопрос — могут ли они принять участие

в гарантировании граничащих

с СССР

малых государств, прикрывающих северо-

западные границы СССР, если они ока-

жутся не в силах отстоять свой нейтра-

литет от нападения агрессоров.

Получалось, таким образом, неравное

положепне для СССР,

В последние

дни поступили новые

англо-французские предложения. В этих

предложениях уже признается па случай

прямого нападения агрессоров принцип

взаимопомощи между Англией, Францией

в СССР на условиях взаимности. Это, |

конечно, шаг вперед. Хотя пужпо заме-

тить, что он обставлен такими оговорка-

ми — вплоть до оговорки насчет некото-

рых пунктов устава Лиги палий, — что

он может оказаться фиктивным шагом

вперед. Что касается вопроса о гарантии

стран Центральной и Восточной Европы,

то здесь упомянутые предложения не де-

лают никакого прогресса, если смотреть

на дело с точки зрения взаимности. Они

предусматривают помощь СССР в отноше-

нии тех пяти стран, которым англичане

и французы уже дали обещание о гаран-

тии, но они ничего но говорят о своей по-

мощи тем трем странам на северо-запад-

ной границе СССР, которые могут ока-

заться не в силах отстоять свой нейтра-

литет в случае нападения агрессоров.

Но Советский Союз не может брать на

себя обязательства в отношении указан-

ных пяти стран, не получив гарантии в

отношении трех стран,

расположенных

на его сеасро-занацной границе.

Так обстоит дело отноептельно перего-

воров с Англией п Францией.

Ведя переговоры с Англией и Францией,

мы вовсе не считаем необходимым отка-

зываться от деловых связей с такими

странами, как Германия и Италпя. Еще в

начале прошлого года, по пппцпативе гер-

манского правительства, начались перего-

воры о торговом соглашении и повых кре-

дитах. Тогда со стороны Германии нам бы-

ло сделано предложение о предоставлении

нового кредита в 200 миллионов марок.

Поскольку об условиях этого нового эко-

номического соглашения мы тогда не до-

говорились. то вопрос был снят. В конце

1938 года германское правительство вновь

поставило вопрос об экономических пере-

говорах и о предоставлении кредита в 200

миллионов марок. При этом с германской

стороны была выражена готовпость пойти

на ряд уступок. В начале 1939 года Нар-

комвнешторг был уведомлен о том, что для

этих переговоров в Москву выезжает спе-

циальный

германский

представитель

г. Шнуре. По затем, вместо г. Шнуре, атн

переговоры были поручены

германскому

послу в Москве г. Шуленбургу, которые

были прерваны ввиду разногласий. Сутя

по некоторым признакам, не исключено,

что переговоры могут возобновиться.

Могу еще добавить, что с Пталпей не-

давно было подписано выгодное для обепх

стран торговое соглашение на 1939 год.

Как известно, в феврале месяце теку-

щего года было опубликовано специальное

сообщение, подтверждающее развитие доб-

рососедских отношений между СССР п

Польшей. В паших взаимоотношениях с

Польшей следует констатировать извест-

ное общее улучшение. С другой стороны,

заключенное в марте месяце торговое со-

глашение может значптельпо поднять то-

варооборот между СССР и Польшей.

Наши отношения с дружественной Тур-

цией развиваются нормальпо. Недавняя

поездка тов. Потемкина в Анкару с инфор-

мационными целями имела большое поло-

жительное значение.

Из вопросов международной жпзпп. ко-

торые приобрели в последнее время боль-

шое значение для СССР, следует остано-

виться на проблеме Аландских островов.

Вы знаете, что эти острова в течеппе бо-

лее, чем 100 лот принадлежали России.

В результате Октябрьской революции Фин-

ляндия получила независимость. По дот-

вору с нашей страной Финляндия получи-

ла также и Аландские острова. В 1921 го-

лу 10-ю странами: Финляндией. Эстони-

ей, Латвией. Польшей. Швецией, Данией.

Германией. Англией. Францией и Италией

была подписана конвенция, запрещающая,

как это было и раньше, вооружение

Аландских островов. Правительства капи-

талистических стран сделали это без уча-

стия советских представителей. В 1921

году подорванная войной п иностранной

интервенцией Советская республика могла

только протестовать против этого безза-

конного акта в отношении СССР. По и

тогда с нашей сторопы было яспо п неод-

нократно заявлено, что Советский Союз

не может остаться в стороне от этого воп-

роса, что изменение юридического статуса

Аландских островов певозможно в наруше-

ние интересов нашей страны.

Важность Аландских островов заклю-

чается в их стратегическом положении в

Балтийском море. Вооружения Аландских

островов могут быть использованы во

враждебных СССР целях. Находясь неда-

леко от входа в Финский залнв, пооружен-

пые Аландские острова могут послужить

к тому, чтобы закрыть для СССР входы и

выходы в Финский залив. Поэтому теперь,

когда Финляндское правительство, вместе

со Швецией, хочет провести большой план

вооружений Аландских островов, Советское

правительство запросило у финляндского

правительства данные о целях и харак-

тере намеченных вооружений. Вместо то-

го, чтобы пойти навстречу этому пполпе

естественному желапию Советского Союза,

финляндское правительство отказало СССР

в даче соответствующих сведений и рав'-

ясненнй. Последовавшие при этом ссылки

на военную тайну, как нетрудно понять,

совершенно неубедительны. Сообщило же

финляндское правительство свой план во-

оружений Аландских островов другому

правительству — правительству Швепяп.

И не только сообщило, а привлекло его к

участию в осуществлении

всего этого

плана вооружений.

Между тем согласно

конвенции 1921 года. Швецпя ппкакими

особыми правами в этом отношении не

пользуется. С другой стороны, заинтере-

сованность Советского Союза в вопросе

вооружения Аландских островов не только

не меньшая, а большая, чем у Швеции.

(Онончанив на 2 стр.).