Советская Сибирь, 1923, № 110

С О В ЕТ С; К А И С И Б И Р Ь . ПО (Ю5 7Л Народны й комисса р п о просвещен Бесед а с тов . А. В. Луначарским , Общийвывод:—Материальная базанародногопросвещения крепнет. [0Ш1ЩШ ГОШ IУЧЩШЯ ЩТОЫСТРО. От мертвой точки развалмы уходим. —На десятом с'езпе советов, начал Луначарский,—я, ка к известно ударил • яабат. Хотя я знал, чт о наши многочис ленные враги , получи в в руки мате риал, свидетельствующий о наших не удачах на фронте просвещения, заго гочут от радости, те м не менее я ре шил сказать правду. Н а с'езде я с не прикрашенной откровенностью раскры л перец всеми то т рааэал, которому за годы империалистической и граждан « о й войны подверглась наша школа, и тот упадок, к которому в нашей Республике вообще клонится дело пр о свещения. Мо й голос бы л услышав. И сейчас я с радостью могу констатиро вать, чт о «а гстекшвй го д рея - евещеиия ааметно улучшикзс ь и не на ыв1«т тендеипию в дальнейшем улучшиться гораздо Солее быстрый темпам Предо мной лежат данные по 3 8 губерниям центральной России Все »т и данные отмечают расширение школьно й сети, увеличение процента учащихся и улучшение положения учи телей. Вс е ато , конечно, далеко, ещ е от того, чт о нам необходимо и жела тельно, но факт тот , чт о сдвиг ед е пан н дело просвещения находится на повороте к совершенствованию. — А каковы сейчас рессурсы На р компроса? — Наркомпрос на этот ра а отвое вал больше, че м имел д о ен х пор . Се й час наша смета выражается в сумме 64 миллионов золотых рублей, чт о по вышает наше участие в общей сумме государственного бюджета с Ш проц. до 9 проц приблизительно. Нарком фин, было, сделал попытк у сократить •ту смету. Мы обратились а а егдей станем к XI I с'езду партии, которому указали, чт о всякое сокращение см е ты скомкает наши достижения. С'езд сказал свое веское слово и наркомф и н еообщил мне , чт о сокращение гесу дарственны х расходов в в «осиетея спеты Ыаркомпроса. Наш бюдже т в настощем году будет устойчивым, но он, конечно, н е достаточен Некоторую поддержку оказывает нам договорная кампания, которая места ми проходит блестяще. Мы Сеячяс имеем 16000 шк"л , которые еодер мато я крестьянским и ебщеегвями. Чудинов, производятся и общественные запашки. пользу школ Это явление. К чему яадо стремиться те к »т о к наделению школ земельными участка ми. У ва с а Сибири, ка к сообщил мн е положительное, но эт о ещ е не то,'что нам надо, иб о на земельных участках мы осуществляем определенную педа гогическую работу. — На чт о ещ е хочу обратить вн и мание,—заметил после минутного пе рерыв а тов . Луначарский,—»то н ара с ширение нашей сети фабзавучей. Се й чае в атих школах обучается до 60000 подростков, чт о составляет 8 0 проц всех подростков, фактически работаю щих на фабриках. Успех фабзавучей — несомненная ааслуга комеомвль цев. —Каковы ближайшие перспективы? Сейчас мы приступаем к осущ^ств лению некоторых органических задач. Особое государственное совещание, при участии Н.К - Крупской разрабо тапо новую программу, которая пред ставляет ша г вперед в деле осуществ ления принцип а трудовой школы . Эт а программ а будет введена в течении ближайших трех лет . Значительным реформам будет по д вергнуто и наше высше образование Мы перейдем к семинарским группо аым занятиям. Дадим высшей шкрл е практическую постановку, изгоним сх а ластику. Еаково настроение старой профессу ры и студентов? —Недавно состоявшееся в Москве ректорское совещание,—сказал Луна чарский, ясно показало, что значитель ная часть прсфессуры сделала замет ный сдвиг • вашу сторсву. В е е лице мы теперь уж е видим и хорошего по мощника, и честного советчика, и ве р ого проводника в высшую школу но вых педагогических начал. Чт о касавт ся студенчества, т о он о на тр и чет аерти, по крайне й мере,есл и на 1ол ь те, ваше . Эт о скажет всякий , кто наб люцал наше студенчество в Питере и Москве, кт о видел, с каким антузиаз ком оно , протестуя против авглий ской ноты, демонстрировало н а ул и цах столиц. Т о же было и в других университетских городах. Покончив с высшей школой, Нарком •говори л о сельской. —В строительстве нашей сельской школы мы должны достигнуть такого положения, чтобы он а не только да вала школьника м общие элементарные сельскохозяйственные анания, н о сл у жила бы , по пример у школ Северной Америки , великолепным рассадником среди крестьянского населения прак тических сельско хозяйственных сведе ний. Затем Нарком перешел к вопросу просвещении национальных мен ь шинств. — Здесь—говорит он—положение плачевное. В центральной России не редки случаи, когда ребенка в начале обучают русскому языку , а затем лишь ег о начинают обучать разны м наукам на ег о родном языке. Сейчас мы резко поворачиваем курс в сторо ну просвещения инородческого населе ния на ег о родном языке. Дл я этой цели создаем „специальный комитет по просвещению национальных мен ь шинств". Комитету даются необходи мые средства. — Чт о ещ е вы находите яеобходи мым отметить? .., , — Во т что . Пршиипиально решено в течении настояцего года созвать в Москве учительешй с'«зд. Значение этого с'езда стол очевидно, чт о по д робнее останавлии- гься н а этом вэ п росе не т несбхоимости. Это , во-пер вых. Во-вторых: разрабатывается пр о ект создания „комитета* п о народно му образованию пр и ВЦИК'е с учас тием Наркомов ве х республик и авто номных областей — Ка к вы радли положение !|р: с вещенского де!аТ>Сибири? — К сошгпшнюШв моем расповнже нии слишком мааоияремен дл я #о г . чтобы иметь возЛкность детально по знакомиться с о към необходимый Су дя ж е по д оЫ[ | 1м ц инфермариям которые я пол*шот> Чуапцоп, и в Сибири ДАЛО о/ргзования'замчтда улуч шается. . Замену, кстати, чт о „Сибир ский педагогииесжй журнал" заслужи вает большего Vвьимани я и свидетель' ствует, что , педантическая мысл ь в Сибири н е спит. . В . В>гм|н Лекция тов . Луначарског о 19 ма я в Рабочем Дворце кв детей шшыд о ли быть равны, йоравшш и ю ли ТОЛЬК шндатдаш . -- № водйп н пинии твори» работе1 Ш стронь Роль просвещени я в классовой жизни человека . Прежд е всего , чт о тако е вообще просвещение , какова ег о рол ь в со циадьно й жвзна человечества? От яечая вкратп е н а этот вопрос , тов . Лувачарсквй указывает, чт о ев о особые НАВЫКИ , сво в обычаи вечеоко а и х детнще прнрбрергет путем получен! я от старшиху- я это аачяткв , которые^Ге равненв е с этой ловека , которы е м#*'УР г находитьс я этого чвловекяггЗо^шожно^т о эти зачатк и и развивалис ь ьы^ то, чт о мы называем .лросвещв н Человек , гш ы в н / е м , об я ательв о во/гштавается д путе й во е приняти я живой или / письменной >г,чи , ил и Воспринят » опыта , нак «иного пяеныдущим* поколев ! •тем и\ заключится 0 1 а щеотве , ро " ой вультуре , о, чт о человечеств о к аионг у век у акопидо , все , чт о виг а культур е войотвевно. Ео Ш эг о культур е резвычвйч о сложная, могу т быть ольк о начал а этой вультуры , н о во всяком случа е в основ е ег о б е зусдовао правильно . Дело просвещени яесть дел политическо е я Педагоги часто говорят , чт о <в$по роовещения в е ест ь дел о •еское. А мм утверждаем, чт о деп о пр о •зещения было, езть и буде т чисто политическим н чт о педагог , кото рый говорит , чт о он делает н е п о лвтвческо е дело , напоминает тог о весть. Этому способствует церковь , преос а в , прежд е всего , школа . Я в е хоч у скааат ь -продолжает тов.Луначарский, чт о никако й внеп о литическо й шкод ы нет . Бывают м о мент ы особого под'ема , когд а го с подствующвб клас с бы л ваннтере оова в оорганвзоват ь обществ о на началад^возможно боле е мировой , вюще1 * солидарности . То г господствующий клас с предста в ляд бы болшшу ю внешнюю спа с •ость , давая/вырабатыватьс я взвее * ном у идеализму , известном у умень ю жертвовахв т собою , дава я предста в лена е оЛправ.длввисти , потом у что еолр бы этог о не было , он п о терялгоы симпати и населения , он бьдосрахву л Был и эпохи , когд а го с дотвующий влас е бы л молод, в ак ра а попада л по д давление сх а рых опасностей. Тогд а из ег о ер е ды выдвинулис ь великие идеалв с и с у :ы , в^днкмв^ЕЧвтели, кгторые в а Определе н '••**й*яв:с ь ае^й а служени е массу , •• ' а которые ачятаЗш евве й целью по троить мудсогдГи счастливог о ч е ловека. Велвки е давались ВОСа ИII г о — - ™" в которо м человек, пр е сный душо й и телом, може т •вйствительн о в >гьн о жить ? Отею да постоянна я тенденция все х в е лнки х педагого в * еогда&лиэму , он а алисты -педагог и аа росом : ка к ж е я буд у ь люде й дл я правильн о ст»а,каково ж е должн о быть Каки м образо м делаетс я путь ив у <1вния в нормальны х условиях? И жввотно е и предоставленны й себе ребено к УЧИТСЯ на опыте, и какова бы ни был а школа , он больш е пр бретае т и з живого опыта , че м ив школы . Вс е жизненны е наук и о приобретае т н е опыта й надо , что - бы в шкоде он приобрета л и х та ким же обравом, чтеба вс е эт о пр о шло чере з ег о пальцы . Но над отрого в различие . Преобладающи в школ е перво й отуаев я ТЕП—тру довой. Та м надо веот и детские ягры ; котята, когда он и играют, учатоя мыше й ловить; та к в реб е н к , кагда он играет, учится посда^я^ дующе й жавни. Но эт у игру над о усложнить , в не е над о вложить серьезно е содержани е и ив игр ы переводит ь в* о дел о в научау ю подготовку, в коллективную обр а ботку всевозц^ряых тем , ка к ж в вет какое-нибудь животное ил и ра с тение , в зарисоваяи е и т . д . Теперь , когда наш а школа яач и яаек свободне е вздыхать в , может быть , приде т к более сильно й пед а гогичеезеой работе , во е эт о станет пере д нами , и в журнал е „Нева * школа " был и указания и статья о Первое ыступлени е Л.В.Луначарского . Задолго д о выступлени я А . В. Луначарского за л шумит и волнуется: — Ждут слова .пргвд ы истины* из ус т одного и з руководителе й величайше й • мир е революции . Состав слушателей разнообразен : красноармейцы , партработники, ра бочи* . Но больш е всего учителей, жв№ пущи х слышать и видеть своего учителя. И когда появляется Анатолий Ва сильевич— навстреч у ем у несется бур я апплодисментов. За л встает и дрожит от приветствий. Вначал е спокойная речь , профес сорский тон , словно пере д еудит о рие й н е од^ н из творцо в кеммуниз ма , вставшего в грозе и буре , вы расшего и закалившегося в огне страданий, —а старший учитель. Но постепенно то н повышается. Нотки сгрести, знейней полити ческий страсти звучат в приобретающем металлически « с ный тембр. Трудно передат ь в дву х слова х все бегатство содержания сообще ния А . В-ЧР , всю красочность и сбрезность ег о речи . В дв а чеса пере д аудиторией прошл а историческая картина после довательного развити я личности и обществе. Я. В. сумел дат ь конкрет н'ю , удивительно яркую » картину систематизации опыте, ^еягйщег о в основе воспитания. Талантливыми мазкам и был и зарисован^ , общчет венны е обыче н и при в все времена" , ставшие жить" . Л. В . страстный орато р и сЕежий юморист. Ег о характеристика „сталь ного треста буржуазии , пытающе геся оседлать народы " ьезабывае мв, ка к кезебывасм ы ег о полны е {Впечатления). голосе, тонкого юмор а слова о попытка х мирово й буржуази и .поставить, во имя своих интересов попа" . Вначале негодующе — гневно е об'яснени е того, ка к угнетает бу р жувзи я чатое : - Ей трудящихся, а потом улы б надо поп а поставить —ведь он в 24 минуты межет об'яснить, что все совершается жней . Л. В. умеет за заставить биться речью е е мрдцв . Стоом перед е е, евежественн того ^ыл а взята власть , вол е б о ркю. его ста ны* эгоис цы.. Дл я чтобы эта ночь , тьм а был и %ы сорваны'. . — Нужн о строить мудрог о и счастливого человека , н о нельз я создать правильного человек а в неправильно м обществе. ТЪмой гтер~Ьго йыстуги ения была школа. Этот вопрос бы л освещен достаточно спо . Но А. В-ч пере д лицо м учители н е мс г удержаться и о т того , чгб ы не коснуться тек у щего момент . И здесь был а высо кая струя ююра, те к неразлучного с наше й реюлюционной эпохой : — .П о Росии прокатились неб ы валы е демсктрации протеста... Да же священник в Москв е на собо мольеровског о героя , которы й о уд в нлением угнал , чт о он говори т пр о ной. Педагог никогд а в е полага л что когя а он преподава л латински й язык , он занималс я самой о т явлен ной н даж е классово й политикой И нужн о ат о вложит ь в ег о еозп а нее. нужно , чтобы он эт о понял откровенной. Пвдаг о страшн о .легк о додумать ся д о такой •сталп^. Ра в я хоч у сп о собствовать падтрееяи в обществ а в которо м ашпя помогал и бы , а в е мешал а бь/ дру г другу , т о какого черта , н бы лю, подробно й разработк е э т преподавания. Но эт о ввша. Другой половиной техническо е значени е но н е так , школе. метода ько нэпе ляетс я аме го труда , аичь о трудиться ва д те м что - или так , ка к в хороше й б Д б семьв^живут ррт Ь я. Ддв* ц бы л ве дал^к—хороша я еек'ья , гд е братья живут вместе , не д?ля лмущества Братвтв1—темне е жени в ооцм Л1з м 1Н8МЗ ОН О ОвуЩВСТ] ку не г ооциали ^ ВЫ, в соцч а поскод ь вет в братства, Значени задачи техйческо й школы. Техническая школа-учит челов е ка трудитьс я п о определенному об вуЛо е буржуазно е б .аа Я ид у дальше. Только коммуни ств о замлюча^тх я в том , чте идаалы зтвческая . школ а дает настоящее 1 ямвете, а не классовое общ ечеловек * экое в о образо м скитание, и че м ов а в нашем очи •;лв боле е коммунистическая, боле » артийаая, те м боле е он а станови т с я об'ективной , подлвано человече ской . ШколД есть КЛАССОВА Я ПОЯЙ ячеи вроаь . Во т таким уавна я шкод а нвтолкнулагь Почем у я утверждаю , что , всяка я школ а есть несомненно политика. и оро с о реявши . Чт о буржу ? шВ кладет в основ у своей школ ь •Ьй реформы?—Буржуази я . ваяв й9, чт о он»» стгеуигс я сделат ь ш лу реальной , фуржуаг й ставит эт о в противовеса че ь . . нереальному, к|квы ю \тремлеки ям, которы е нелкею т пракуическ о го значения. Непрактичвок«Х шк е шчол в ирантйческо ! втерся •НЕ ом доамея ивучит ь истори ю да: ка н веваикал н первы е ор у два , ка к он и умвожалв ш и оове р шенотвовалшсь , ка к меняяись фо р мы «бщс ; гва . Вс ю кар"вн у «стори ческо й "культур ы он и получа т о т нгра , от отве'льчого взучення , кот о Н они получил и раньше . Н о ос о эеця р важн о научит ь ег о занимать 'ея^бществянпо й трудово й прсмы ш дажа классовая—говори в т . Д у а ! ло в был а гимназия , он а а^зыв а |стьянс*(ую чароки в и указывает, чт о ученика м Iяас ь ктсоич«ск ( й гвуна^внея. Н-. передаетс я то , иа че м восоит* вы ег о учителя. Снстри на ми р так-то, лечитьс я ре послали р.пископу Кентербери й ] в а Д ° так-тр, таким то дужам над о реальвяя^н^о^а^иТл ^ реально й дли скому проте; . Конечно , на м о т их молени я з а не не прибудет, но мы вск-же може ! сказать: веревочке ! ыолвться , так-то нужн о хоронить , | ев танве т о обряд ы соблюдать вступлени и в ми р твоих детей , так то нужн о хоронить , а есл и н е Давай сюда веревочк у Бсльша» , ветлвя, незабываемая ! лаеш ь всего втого, бед а будет . полоса остаась после доклада . \ "У эт о он уччт ? Обычаям гЛудитории биз'. а был а реч ь Ян а толия Васиьевича и аудитори я близк а ему . Учитель. привычка м своего племени, , классов, куЗ Мпшасть ниошим М была дават ь р< ия, с которыми мож | ь хорошем буржуем им офицеро м буржуа» ] т, ;ото -жит ь прово д тя одног о Зодочи комиунисшеско й печати в Советско йРоссии . Повременная печать имеет «грешное1на ч<" и» и.кл» ;' ы яч у , ва>»чС1М является одноЭ и стихий еввреиеыноге •бщества. Было бы , однако, в высокой степени •прометчиво говорить о цросветитольном яначони современной печати бе з огово- рок, Ка к всякое просвещение • в гораздо большей каре, че м какой другой ви д его , печать является просвещением классовым, глубочайшим образом тенденциозным. ЕСЛИ В области школы, науки и т . г Если сейчас положить п а едну чашку весов пользу, которую приносит вс я прес са миру, а на другую чашку вред, то в* роятно вред пересилит пользу. Конечно, пролетариат заинтересовав в свободе слова в странах буржуазног ре - жима. Конечно, он не может но предпочм- вим вред собою тр и огромной важности 1 задачи: сседать прессу юшивственно . удовлетворяющую запросам страны, соз - | дать прессу, которая и качественно была Iбы близка важнейшему читателю, т . е . массовому, а в России, стало быть, наименьше к чтению гагет шцготовлен- Ж| и , н широте б .С и глубине своей информации могла бы бе з ущерба дл я культурной жизни страны заменить выростаюшую вольно на пмве вольног рынка. Во всех »тих отношения! мы чрезвы- тать такого порядка вещей, пр и которое ! чаЗно далеки о т сколько шюудь удоилетво I^р ЬСЗ ц он но крайней нерв ножет хотя бы слабым I рительпой нормы. Но говоря уж е о том, I сЛ^щ голосил возражать н а буржуазные уечи. Iчто количество норядку вынуждениог* дл я пегч» мвлча- 1 »ет и журналов У буржуази прятать концы в воду > дока |'ь, чт о школа и наука должны быть •шо.шти<шымк м являются таковыми I упрекать на с • стремлени ввести в »ти ебласти тенденцию, то . чт о касается по чатн, здесь доле •остеит ярко, вбиахен- ио в нагло. Сама буржуазия е е «трицает тоге, сг » гамми служат в гораздо меньшей мере дл> распространения кага>Я ыибудь об'ек тнвной истины в массах ИЛИ ДОЯ таг . в а •ываевог* выражения общественного мнения, сколько дл я руководства этим ей шественньш миеннем. Пидавляюще большивство иечати. га- авляет г.<збя партийной совершенно откры !<>. Та к называемая беспартийная потаи Западной Ев]юпы самая нодлая. Беспар- ткйвыми называют себя обыкновенно т с Чу.Ъ В Щ Ы«Т.,»• • , ч ' г ',, б ' ЮТ " •уйм некото])ое количеств* журналов. наживаясь объявлениями, хищничеством, пятками и пускают о массы по недбшно впшо дешевой цене отвратительный яд , гораздо худший, че м партийный яд , хотя 4ы реакционной партии. Ибо ту т дажене пахнет никакими принципами, хотя бы черными. Это просто отравители общест- венного сознания, которые за определен- ную цену в любой области, о т отзыва • иакой нибудь актрисе до вопроса о войнй я мире, смогут проделать — иногда с огром ным успехом —сверх человеческий фокус, г. е . вынуть из ларчика та к называемог •Лществспног мнения в невероятно раа - 1утом вш е имя самими туда подкинутую пня. Но он отнюдь не является фетиши- стом свободы слова и в странах пролетар ской диктатуры пр и значительной силе, однако, внутренней я зарубежной буржуа зии, режим свободы предетав."Ч1ет собою режим систематического отравления. Здесь пролетариат в высшей степени заинтеро сован тем , чтобы п а вс е сроки особенно жесткой борьбы совершенно пресечь суще ствовашю прессы партийной т . в . созна т айно ил и бессознательно проводящей ложные тенденции • в особенностибес - партийно-желтой. Очень часто против »тоге возражают, что свобода излечивает сама себя и чт о истины легче добиться путем дискуссий, чем ' вынужденпем противника к молча- нию. Пр и нормальных усаориях это дей- ствительно так .Но 1 при тяжелых усло- виях, в которых живет новорожденная ре волюция, когда ей со всех сто1юн грозят и несравненно сильнейшие, че м он а вра- ги и таящиеся в сердцах даже самих тр у довых масс, поскольку он и невежествен- ны, предрассудки, и естественное недо- верие к совершенно новому порядку в *бы нмвдьскях Пяла* втимное йвиеввв и ?.2-, I -РССН >Ч5*.е1ся т'>.»!.ка>осеал1 ••В оц'Л' й-' С?ЫР, МЧ) бкгл»б ы ЯР Т'МЬЮН« осмотрительным, н о прямо преступным, хотя бы в малейшей мере, поступаться :цес1. соображениями, диктуемыми состоя нием грал;данской войны в о имя абстракт ного идеализма. Но эт о положение вещей налагает ко - лоссальные обязанности н а прессу господ стпующей партии. Если мы вынуждены, таг. сказать, заменить своей прессой вс я жук другую, т о ато эначмт. чт о мы ста- выпускаемых шш и га- Ш) находится ни в глком етиошени с потребностями народа т . к. в этот вопрос вклинивается другой траги ческий вопрос — борьбы з а грамот- ность; количество ат о не пахортся в сколько нибудь благоприятной пропорции и к числу реальных читателей в России. Нужны дальнейшие усилия к умножению. удешевлению ш распространению нашей прессы. Процес приспособления прессы к рабо чему и крестьянскому читателю сделал у пас огромные успехи. Такие газеты, ка к Петербургская «Красная Газета> и «Де - ревенская Беднота > представляются по ч тм образцовый» в »тон отношении. Вс е ч- в *д»еь г««-оГ)Х ' 1ЙМЫ /илиИНо* ? а » и • неустанна* работа Мне кажется, чт о хуже обстоит дело с вопросами о том, насколько богата и ра з нообразна информация, дающаяся столич кой и провинциальной прессой дл а сред- них и высших п о своей культуре слоев трудовог населения. Политически наша пресса боле или менее бевукорввненна.Очень за иного* но похвалить ее . Вс е ж е он а не может еще похвастать таким богатством и радам образней содержания и такой система- тизацией его , чтобы можно было сказать, что культурный социалист, читая эт у г а зету, удовлетворяет свои потребности в мировой информации, а культурный че - ловек н е социалист ежедневно получит | толчек к правильной постройке своего ми I росозерцания. Очень характерно, чт о »а умножились еженедельник и ; . должен б ко здесь дело » обстогт благополучно. По моему зшеио наши еженедельники должны продстааять и з себя маленькую оженедельную ашклоиодшо с большей яркостью, та к (азать, пером и каранда- шей рисующуклусскую и заграничную протекшую недво. Пр и этом необхормо еще каждый ра прибавлять какую пи - будь очень ярку^белдстристику в е в боль шем, однако, копество и какую нибудь популярно-научао ил и политическую статью. Вс е этшлжно быть очень вы - пукло, очень заекательыю и вместе с тем основателе продуманно, точно, что и отдел быть тоже серьезен*, т . ё добросовестен бе з то й недопустимости шевки, в которую т о и : дело ввергаются ввоторые наши юмори- 1 с Iические журнал т т я нелшненные своих достоинс т » Мне кажется, чт о ещ е недостаточн-. . сделано дл я сиена тизаци нашей прес- сы, в особенное! для отдельных клас- сифицированных журналов. Правда, по - сле вкешателься в эт о дело Агитпропа парти прежняячртполосица уменьши- лась, но вс е лее (стоящей системы еже- месячных журпаго, продуманной систе- мы, мы Цще не юш . А между те м и га 1чн силы и силыгех культурных людей, которые по д вофедем коммунистовмо - гут действитйш кости гигантское дело воспитания отст;ых читательских масс в новом духе че р прессу, п о велики. Здесь тоже нужеспой Госплан и пужен в самой острой те . Я тольво н е ЕСимистически смотрю в будущее, н о и <нюдь не склонен горе- вать по поводу стоящего. Не даром де - ло нашего издатьства и пожалуй в ос о (тнноети издаиьства периодического возбудило озлобляое ил и восторженное изумление загращой, когда мы та м по - казывались. Одело чрезвычайно мпого, так много, ка к и данных условиях н е могло бы сделат1ни одно правитель- ство, ни одна паря. Но задачи по исти- не' пеоб'ятно гшжворны и потому замай чпвы. Ложно с веренностью сказать, что с каждым го д мы будем вкладывать все больше си л вт у задачу и достигать все больших резутатов. рыв существуют , ег о ман е Просвещение служил о ником насили я и угне я класс * другим. Например , феодалы . Когда землевладе1сц увидел , чт < ему выгодне е держас ь в еннопле н <)то дл я работы , че м ег о о'есть, токж е ка к он посту ав л со скотом, вместо того, чтобы ег о о'есть , та к феовал был д о крайяоетв ааввтгр е сован , чтоб ы этот ра б ег о слуша л ся. Ем у крайне важно не употр« б дят ь насилие , ем у важно , чтобы атот крестьянин или ближние ем у торговы е горожан е смотрел и на ве го сниз у вверх , чтобы он в видели з не м голубу ю кровь , чтобы он мо г видет ь в ва х быдло , он господин, а оотяльвые смерды . Надо эт о з- срепить, над о вэ«шоль)овать п я с . тояыи.м их слабости. А ра з эг е гак, то такие дворян е заинтереосва ны, чтобы роопихание ему да в» лос ь л подготовлял о такого человека , которы й сумеет заставит ь их этот гнет нести. Бол а ты благородны й со в теб* должн ы существовать бл в ородны е стремления , ты долже н < жватитьоя эа ме ч пр и малейшь й оОиде. А есл и ты смерд , тебя ву ж •9 учить ломат ь шейку пере д г о модемом. Господствующи й клас с не повво лял устраиват ь школы, которые шли бы в разре з о ег о интересами Такая школа была бы революцио в аой, с е немедленно бы разогнала . Таким образом , чере з школ у шл а псстоянва я политическая борьба , и вел а шкода становится н е едвне - венны м проводнико м взглядов стремлении , у которм х могла т«>дь ко быть одн а цел ь воспитания— благородств о и гордост ь на верха ! в иреданност ь в ннаах , есл и эг о не вполн е проводилось , т о только п о стольку, поскольк у выступил сре д тру сам ЫШ№ было хор о ввд у сгриальмой армян , вю#»ером, ком ыивояжером, вообщ&ятерговцем , к, ' ивтацо м судов т ожв и х ил в вое»- - ным врач«м, слу|ггм все , что в а ас требу обществ арвродой ^» от. рое бретоя г каиьур * нци и на во т :уш ; й на/в^Д» , рчз лвайт^во ю ко куревиУ ю и сво ю терювля) . Ну , а релвгв. ' ? Городска я буржуази я пр » шла к тому, чт о <• душ е думать •ельая , он а борьтс я о ^ духевчис т вом , кром е того ру*\и точки яр е яия буояуаави , ЙВОЯАТО Я ерундо й остатками о т тех^ел'ррмлевий , кото рые являются а*>абнбушкнвыми . Поол е аодтдонс в харжтерис^ в ки бурлуачюй школы , т . л^ц#а ; кий остадяДвдинаетс я н а у ^ р ю 0 лишке . ний класс, которы й встуие л в с о ревнозание . Методы ПОСТРОЕНИ Я общество . Школ а является политич е ви н учреждением , которо е устанавлв вает государств о в интереса х го с падствя дворян , иб о государство есть господство опрвда л иног о гла в са, этот клас с создает себе сил у из закабаленных ил и вооруженны х лю которые с помощью оружи я Одна I Новониколаек А ЛУНАЧАРСКИЙ. ру I закабаляют, держа т по д гнетом вс е общество и он о втремитс я служить ему не только за страт , но и за со шщг Мы говурим, чт о Никол а должн а быть едина. Мы поСкрасно пониме е м , чт о в нашей явке л в в 21 году был о 7 0 проц. Жетей, а в школу второй ступени/вступает только 10 проц . детей , нр потому только, чте нет оборудояйнных школ . Н о в принцип е шш должны признать , нтс не может 0ъпь детей привиллегиро ванных (жителей , которые посту пал и да в яривиллегнрованны« школ А а непривиллст^рованные чяра р два— т,1и год а обучения всту пал и в жизнь . И пок а мы н е будем иметь достаточного количеств^ шко л второй стубени мы должнь - направлять тудй 1 * только более спс собных , руководитьс я только выб е рем в смысле благ, которые о^ щ ство мож« Г получдоб о т мальчик а и данно й девочки. Никакого^деЙ&со»-го разпелени;1 Для всех детей —школ ы должн»*] быть равны , неравенство допусгиЦ мо только в смысле способное;е?. В этом отношении мы дсбилио очень больших результатов; наш ; школ а чрезвычайн о демократизирг. аалась состев е е тетерь совсем ж тот. Д о высших классов докатилась волн а новых приемов, гораздо б • лее равномерное. Правда , теперь говорят , чт о туда нельзя попасть детям буржуазии, н о е^л и мы среь им процентное отношение, т о и сейчас колоссальна привиллегия ин теллигенции, н о гораздо меньше , чем тогда, когд а .кухаркиных" д е тей попросту не пускали в прилич ную школу . Мы имее м дв а понятия, смягчаю щихся в единую трудовую школу НоЧдля наши х деревенски х жвтв- л«й в в»Ш' й ьемледельческои отра нэ ьвд о гбрктьть освбевно е ввии а вн е аа земледельчески й уклон, • ! авобходим о поставить дел о так,чго , ' Я В 8 САМО Й Пи.рсД М браТ Ь Ь'рС'К в 1?ЦЛ)|Н ибвуягденвя. Ту г лкбой б у ;<»рок долже в давать материа л не <смзна раогений , ВСВВОТЕЫГ , борьбы й вредителям и в тысячи други х в'гшлй . Надмт е агр^иум ивуг у а крв практику , путем пригл а шеви я агрономов , цуге и постоянно го е е полдержквчния , и , пр и по д держке ваикхересованны х крестьян , вы перейдете к более сложны , серьезным задача м Мы видим в Америке , чт о школ а е е сельско ю ^явственная , а просто сельская, являетс я рассадннво м ев*ний , н е только дл я детей , во в дл я взро с дых, дл я нас-ж е эт о «б . ог.ытн о н е обходимо Мы ДАПЖИ Ы сдея&г ь уч н геля ПРОВОДНИКОМ ВИВНЯГ, которы е дере нду г в крестьян е ив м»ссы, к о оры е пробудилис ь дд я поднятия х 8я1огвеяно й жвзн» , и учителем буде т сынишк к который восприме т эти 8Н1НИЯ >,. Учителя, и сейча с особенно в перио д возрождени я на шег о хозяйства крестьянств о эт о пойме т в у - т т . Наша культу *а дочжи а быть яал я тячвеж . й, ома дояжч быть ксмиун и егичяской . Эг о эначит , чт о т а ва р ийаооть, котору ю ыы унесем , он а ^сь— абсолютно человеческа я и с ааше й т-чки зрения чудовищно , что ю т учитель , которы й вмее» ~* ред собо й детей , вы м е об'ясняот какой ужа' 1 < -'*довяа , чт о такое бе д честь , котора я приводя т к пор о нам , невежеству, к о всему , с че м в долже н бороться . Ны будем строить плено - мерно- На Хо м ОРЗДЙ я удари л в на бат, я сказав , чт о свершаетс я п о тпвняоа умвранв е шхо4 , чтон^ж го обратит ь самое серьезно е ви и мавв е н а это , чт о мы можем на «гол фроят в ютерп^т ь поражени е л вто прнведз т лъв к уж-сяом у п о юженяю , тч к ка к такоа проры в ни ;ем нельзя $уяет заползать . X й <зд вня а эгоиу , мы аолучвдн бшн.одо прото к средств . Мы имеем лийлевиг- положения школьны е 1Н'1Кчв , мы оозл&л и солидаую цифру— 15 мил лонов уче б •яков. Но иуать н е думают , чт о ,больше'*и сюког' о Санк у уходила тын горка" . Жи з ?ь еавтавял а к НЭУ'у Пусть н е т V» ютТ^Э П гот ь есхеогйенная по ака кЗЦиунисго в в марксис | Эт о не уотуака , а выхо д на у р у у у или активную школу. Мы противо поставляем ециной трудовой шк о ле— школу учебы. сильну ю дорЦсу. Мы воавращ ; аа правильны» ! ауть , а ».да а ». -4ых важчых авм'даиз й то , что , сыогв я на это» НЭЛ и чт о ваг ^ н чаы в ъур.в л каркают , а нвк т ам в е верн у чт о мы слабы , чт и ело наш е кончено, м ы прикупи ; ли к сц'жой а -й творческо й олаа и ерво й работе, мы будем строит ь планомерно бе з надрывов , бе е пр о .1ГСТН межд у новым в отарым, и это явдяетоя то й огромно й «ад а чей , поддержк у которо й (Зов» токе я аааоть ваходв т не тольк о у труд я щахся классов , но во все м русско м обществе .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2