Сибирские огни, 2018, № 2
187 Пейзажисты — счастливое племя: образ родины у них впечатан в сетчатку. Русский пейзажист — патриот автомати- чески. Ведь чтобы посвятить жизнь ото- бражению нашей скромной, непримет- ной, как простая холстина, природы, надо ее очень любить. Так и Николай Харитонович Долгов без остатка отдал свое сердце художника «среднесибирской полосе» России. Ро- дился он в 1930 г. в деревне Михайловке Омской области в крестьянской семье. Девятнадцатого января, на Крещение, отец собрался ехать за святой водой в со- седнее село, где была церковь. Но жена его удержала: «Распрягай, Харитон, я рожать буду». Появившийся на свет мальчик был пятым ребенком. ...В декабре неурожайного 1936 г. большое семейство Долговых отправи- лось в далекое путешествие из приир- тышской деревни в Кемерово — молодой индустриальный город на реке Томи. Ма- ленький Коля впервые увидел железную дорогу. «Своим детским умом я пред- ставлял ее как широкое полотно из листов кровельного железа, прибитых гвоздями к земле», — вспоминает художник. Семеро новоприбывших поначалу поселились в бараке у дедушки с бабуш- кой, где уже жили пять человек родни, — все в одной комнате, правда большой. В первый класс Коля Долгов пошел в 35-ю школу, где впоследствии учился бу- дущий космонавт Леонов. Тут началась война. Время наступило голодное. Не- подалеку от бараков жители садили кар- тошку и сеяли просо. Мальчишки играли в Александра Невского (фильм Эйзен- штейна появился на экранах в 1938-м), бились на деревянных мечах. Через игру они проникались духом народной войны и патриотизмом. А старшие Колины сестры работали на военном заводе. На опасных производствах нередко случались пожары и взрывы с многочисленными человече- скими жертвами. И вот при таких внешних обстоя- тельствах четырнадцатилетний подро- сток начинает ходить в изостудию при районном Доме культуры. Студию вел замечательный педагог Виктор Ми- хайлович Петровский. Учились ребята всерьез — писали маслом. Дефицитные краски доставали где придется: покупали у родственников погибших художников- фронтовиков, более взрослые студий- цы заказывали на заводе-изготовителе. Сейчас умудренный годами живописец сам удивляется, как ради маленького этюдика они топали босиком — берегли обувь! — за двенадцать километров к деревне Верхотомке. А любили природу и искусство! Да-да, уже тогда эти бедно одетые, полуголодные дети войны вос- принимали дело, которым занимались, как служение, как Искусство с большой буквы. Картинная галерея «СИбирских огней» Максим УМБРА СИБИРСКАЯ ПАЛИТРА НИКОЛАЯ ДОЛГОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2