Сибирские огни, 2018, № 2
185 лине Туймаада, в живописной местно- сти Ус Хатын. По преданию, именно в этом месте Эллэй, прародитель народа саха, некогда чествовал светлых богов, спускавшихся с неба. Сейчас здесь нахо- дится грандиозный комплекс, в котором более двухсот обрядовых центров, в том числе ипподром для ритуальных конных состязаний и Центр кумысопития, вме- щающий до 15 000 гостей. Праздник в долине Туймаада не раз попадал в кни- гу рекордов Гиннесса за самые массовые ритуалы (например, в 2011 г. здесь ис- полняли музыку на варгане одновременно 1344 хомусиста, а в 2012 г. в круговом танце осуохай участвовали 15 293 чело- века). В 2017 г. юбилейный, XX-й Ысы- ах Туймаады совпал еще с одной важной датой — 385-летием со дня основания Якутска и вхождения Якутии в состав Российского государства. В честь это- го в Якутске издан красочный альбом, в котором ученые-этнографы и работники культуры Республики Саха рассказывают об основных канонах празднования Ысы- аха, об архитектурных и культовых стро- ениях местности Ус Хатын, о значении праздника для сохранения национального самосознания народа саха. Тексты приве- дены на двух языках: якутском и русском. Альбом снабжен приложениями: картой местности Ус Хатын, выкройка- ми национальной праздничной одежды и DVD-диском с аудио- и видеоматериа- лами. Тюрина И. П. А. В. Лаврский. Насле- дие: бесценный дар в художественную сокровищницу Томска. —Томск: Изда- тельский Дом Томского государственного университета, 2016. — 59 с. Книга выпущена в год 120-ле- тия Томского политехнического уни- верситета и, по словам ректора ТПУ П. С. Чубика, «послужит своеобразным памятником ученому, чье имя по праву входит в золотой фонд нашего универси- тета и горно-геологической школы Рос- сии». Авторы действительно посвящают А. В. Лаврскому первую главу, но кни- га все же не о нем, а о его щедром даре томичам, который сейчас хранится в Том- ском областном художественном музее. Аркадий Валерианович Лаврский — первый из когорты профессоров горного отделения Томского технологического института Императора Николая II, ныне Национального исследовательского Том- ского политехнического университета. Ему принадлежала коллекция живопис- ных семейных портретов: девять полотен, на которых запечатлены три поколения его родственников по линии жены. По мнению экспертов, эта коллекция обла- дает несомненной художественной цен- ностью как серия купеческих портретов середины XIX в. Шесть полотен принадлежат кисти известного академического живописца П. Ф. Плешанова (он, например, при- нимал участие в росписи храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Петербурге, выполнял заказы для царской семьи, его картины есть в Эрмитаже и Государственном Русском музее). Остальные портреты — работы неизвестных провинциальных художни- ков. Сотрудникам музея удалось точно установить имена людей, изображенных на портретах (по непонятной причине первоначально полотна значились в му- зейных инвентарных книгах как портреты неизвестных лиц), и достаточно полно ре- конструировать их биографии. Это члены богатой купеческой династии Плешано- вых. За каждым полотном стоит челове- ческая жизнь, а за ней, в свою очередь, — эпоха. Музейное расследование, про- веденное авторами книги, напоминает не столько детектив, сколько кропотливую реставрацию сложного старинного узора, полустертого временем, но не становится
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2