Сибирские огни, 2018, № 2
179 Для Геннадия Прашкевича, издаю- щего порой до десятка книг в год, выход очередной книги вряд ли является чрез- вычайным событием, но автор этих строк ждал последнюю книгу Геннадия Марто- вича более пяти лет — с момента публи- кации в журнале «Знамя» повести «Упяч- ка-25». Появилась она там в 2012 г. и, кстати, тогда же получила премию Ивана Петровича Белкина. В книгу кроме «Упячки-25» вошли еще две повести, напечатанные в «Зна- мени»: «Иванов-48: к вопросу о наци- ональной идее» (2014) и «ЗК-5. (Год Тургенева)» (2015), а также повесть «Русский хор», опубликованная в «Си- бирских огнях» и там же получившая пре- мию за 2016 г. Многогранность дарования Ген- надия Прашкевича широко известна, он — фантаст, поэт, переводчик, автор исторических, а в последние годы — био- графических книг. Но за всей этой мно- гогранностью и широкой известностью читателю порой трудно «дойти до самой сути» творчества Г. Прашкевича. И вот эти три повести в «Знамени» — как три выстрела в десятку, когда не поражаешь- ся, откуда он все это знает, как он все это делает, а просто погружаешься во что-то давно знакомое, полузабытое, прожитое тобой и вдруг так волшебно преобра- женное рукой мастера! Что-то подобное пришлось испытать полвека назад, когда классик советской литературы Валентин Катаев неожиданно для всех «выпал» из привычного соцреализма в мовизм («Трава забвения», «Святой колодец»). Но с Прашкевичем (кстати, Валентин Петрович с интересом относился к его ранней прозе) произошло обратное: из фантастического мира («Кормчая книга», «Золотой миллиард», «Костры миров», «Анграв-VI» и многое другое) он вновь вернулся в реальную, даже конкретную жизнь — с узнаваемыми персонажами, реальными названиями регионов, горо- дов, улиц. «Упячка-25» — это ироническая повесть о том, как делается репутация «великого» художника. Люди наше- го поколения помнят советского вождя, гонявшегося с бульдозерами за «педе- растами-абстракционистами», но в по- вести Геннадия Прашкевича этот вождь влюбляется в творение полубезумного художника Кривосудова-Трегубова под названием «Солнце земное»: сухую коро- вью лепешку на листе картона размером тридцать на тридцать. Позже, при но- вом вожде, партия в лице «опытного ис- кусствоведа» (!) Галины Борисовны (для людей нашего поколения говорящее имя) привлекла художника к работе над «лю- бимой книгой народа». Результатом чего стала обложка «Малой земли», украшен- ная двуглавым вождем! Да, именно так, не орлом, а вождем двуглавым! А закан- чивается «Упячка-25» горькими размыш- лениями о будущем. Ну как же так? Разве можно сидеть с модным прозаиком К. за бокалом виски 4 октября 1993 г. на верх- ней террасе московского бара и смотреть на танки, бьющие по Белому дому?.. Главный герой повести «Иванов-48» — начинающий новосибирский писатель, Книжная полка РУССКИЙ ХОР ГЕННАДИЯ ПРАШКЕВИЧА Прашкевич Г. М. Русский хор: повести. — Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2018. — 350 с.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2