Сибирские огни, 2018, № 2

100 ВЛАДИМИР ЯРАНЦЕВ ПЬЕСА ВЛАДИМИРА ЗАЗУБРИНА «ПОДКОП»: ЭПИЛОГ СУДЬБЫ ратурный метод — соцреализм. И, наконец, ключевое событие столичной биографии Зазубрина: работа в журнале «Колхозник». Все эти события связаны с Горьким, вольно или невольно размечавшим жизненный путь Зазубрина. Со времени его ухода из «Сибирских огней» только Горький помогал ему: во‑первых, приглашением в Москву, во‑вторых, поддерж- кой в восстановлении в партии, из которой он был исключен 1 декабря 1928 г., затем — в издании романа «Два мира», буквально спасшем его финансовое положение, в написании и публикации романа «Горы», а еще в получении квартиры в центре Москвы, на Сивцевом Вражке, и в лече- нии сына Игоря, больного туберкулезом. Включение В. Зазубрина в со- став Оргкомитета — тоже заслуга Горького. Заботился он и о душевном здоровье Зазубрина, зная о его раздражительности, ранимости, склон- ности к отчаянию, и постоянно подбадривал: «В трудные дни необходимо держать себя крепко, спокойно» (1929), «впадать в отчаяние — не сле- дует» (1931), «очень рад, что Вы в хорошем духе» (1932) и т. п. Понимал Горький, очевидно, и то, что литературный талант Зазу- брина в большей мере художественный, чем публицистический: полубел- летристическая «История одного подкопа» доказывает это. Поэтому он и предложил Зазубрину в «Колхознике» должность редактора литера- турно-художественного отдела. Журнал этот, однако, по замыслу Горь- кого, должен был напоминать очерковые «Наши достижения» и, кро- ме «рассказов о жизни крестьян и рабочих в прошлом», в нем должны были печататься «очерки строительства социалистического государства, статьи о работе науки, облегчающей труд колхозников… статьи о жиз- ни людей труда в других государствах» * . Он и официально планировался не литературным, а «литературно-политическим» и «научно-популяр- ным». В. Зазубрин, однако, со всей энергией взялся за работу. Несмотря на то что рассказы в редакционном портфеле больше напоминали очерки этнографические (география материалов при этом была широка: Кавказ, Туркмения, Кубань, Поволжье, Китай, Корея, Франция и т. д.) и на- учно-популярные (о природе, погоде, электричестве, кубанских плавнях, сельхозвредителях и пр.), Зазубрин искал, отбирал, редактировал, рабо- тал с авторами, «хватая за фалды всех знакомых и незнакомых… писа- телей», «слезно просил» дать хоть что-нибудь в журнал (письмо Горь- кому от 11.12.1934). Во многом благодаря Зазубрину в «Колхознике» опубликовались М. Пришвин, Б. Шергин, С. Буданцев, Э. Багрицкий, М. Исаковский, А. Прокофьев, Д. Семеновский, А. Сурков. Выручали и сибиряки, с которыми, особенно после Первого съезда советских писа- телей, В. Зазубрин наладил связи: М. Кравков, М. Ошаров и «москов- ские» сибиряки Н. Чертова и М. Никитин. Но главным прозаиком «Колхозника» оставался сам Горький, пер- вые номера журнала начинались его рассказами «Шорник и пожарник», «Экзекуция», «Бык», «Орел». И он же оставался главным редакто- ром, которому далеко не все, присылаемое В. Зазубриным, нравилось. Так, № 2 «Колхозника», пишет Горький, получился «значительно хуже * Горький М. Собрание сочинений в 30 т. Т. 27. — М., 1953. С. 282.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2