Сибирские огни, № 9, 2014
87 Николай КУУЛАР. СВИДАНИЕ ПОСЛЕ ОХОТЫ Николай КУУЛАР СВИДАНИЕ ПОСЛЕ ОХОТЫ Р а с с к а з Каган уйгурского эля Моюн-чур, не тревожимый никем, погрузился в глубокие размышления, словно в озерные воды Тере-Холя… «Я должен приказать подданным поставить большую стелу и там высечь грозные, проникающие в души слова, свидетельствующие о славе и могуще - стве. Конечно, о моей славе! Если я оставлю письмена, подобные письменам, высеченным на памятниках кагана тюрков-тюкю Могиляна, прозванного Бильге-Мудрый (о, как обидно, ведь это я, это я — единственный настоящий Бильге-каган!), его воинственного брата Кул-тегина и хитроумного лиса сте - пей Тонукока, то мое имя останется даже после того, как я оторвусь-уйду от желтого мира живых, и оно подавит своим величием раздутую, никчемную славу тех же самых тюрков-тюкю». Так размышляя, каган долго сидел, пребывая в довольстве, наслаждаясь картинами своей объемлющей дали мечты. Но эту сладостную, непоколе - бимую, как стоячая вода, мысль-мечту оборвали гораздо более тревожные, страшные, неотвратимые, как каменный обвал, хватающие за горло мысли, предвещающие беду… «Злобные черные карлуки, остатки тюрков-тюкю, которых я победил и рассеял, а также ничтожные таежные племена, обитающие между реками Абы и Кем, хотят, объединившись, напасть на меня, на мое государство. Каган закогменских племен, где верховодят кыргызы, вот мой опаснейший враг… да, именно он. К тому же называет себя каганом! Когда есть единственный каган — я… как он посмел! Лучше не дать им собраться, уничтожить пооди - ночке. Надо послать в землю чиков отборную тысячу. Ведь если донесение Тулун-бега, вставшего под мою руку, правдиво, то скоро туда нагрянут летучие отряды хакасов и будут подстрекать чиков на восстание. Злобные мерзавцы! На мое счастье, нашлись продажные тюркские вожди. Ведь есть, никуда не делись, среди них льстивые собаки, которые, если дашь должность-чин напо - добие дархана, шелк и золото-серебро, прибегут, виляя хвостиками; есть эти волчата, которые будут драться за верховное звание тутука и отбрасывать друг друга, стараясь показать свою преданность мне, на мое счастье. Благодаря таким, я узнал про этот заговор. Иначе эти сволочи могли бы, объединившись, усилиться и потревожить мой покой. А на следующий год стоит переправиться через Иртыш и наказать карлуков. К тому же, говорят, что среди моего народа поднимают головы странные люди, верящие человеку по имени Христос, и распространяют проповеди, поднимают смуту против меня. Да, надо срочно подавить этих людишек, не спускающих с языка Три Святыни, и обдумать все о нашей вере. Возможно, некоторые мои советники правильно говорят, что нашу веру в Денгера или же в мирного бога по имени Будда, который при - зывает быть милосердными, стоит изменить. Что если принять во внимание советы тех, кто говорит, что стоит поклоняться богу Мани?..» По случайному совпадению именно в это время предводитель чикского вой - ска по имени Сайды — мужчина возраста, приближающегося к сорока годам,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2