Сибирские огни, № 9, 2014

57 Кызыл-Эник КУДАЖЫ. УЛУГ-ХЕМ НЕУГОМОННЫЙ советовали, как лучше. Даже кое-что из мебели привезли и семена овощей. Саша поставил четыре столба, чтобы лошадей подковывать. Трудно было с другим. С каждым годом росли налоги, как и план сдачи продукции государству. Языки новых сумонных начальников Ногаан-оола и Хойтпак-оола замерзали при беседе с единоличниками. Вроде шибко и не зовут в коллективное хозяйство, но размер налога сам за себя говорит. Мало того — границы земли частников все теснее и теснее. Ни в каком законе не писано, а хорошей земли, чтобы сеять хлеб, косить, скот пасти, будто не осталось. Кто, не выдержав, вступал в тожземы, кто откочевывал дальше и дальше, до Монголии. А Ногаан-оол и Хойтпак-оол усталости и жалости не ведали. Так и скакали на личных лошадях по аалам, ничего не упуская из виду, так и не спали, не ели толком, араки в рот не брали. Так и не просили у сво - его начальства дополнительной платы. Их не просто уважали — боялись, не понимая. Репрессии в школе Однажды в Ийи-Тал приехал симпатичный паренек Сема Оюн. Учи - тель. В военной форме, талия перепоясана желтым ремнем. Лет ему, навер - ное, щестнадцать или семнадцать. Такое уж было время — зимой школьники учатся, летом сами учительствуют в пунктах ликвидации неграмотности и летних школах. Араты вдохновились. Детей привозили на лошадях, пешком приво - дили. Причем среди недорослей были семилетки, а были и семнадцатилет - ние женихи-невесты. Понятное дело, эти долго не задерживались, и осталось учиться где-то двадцать ребятишек, из которых Анай-Кара привела четверых. Так в мае 1938 года в Ийи-Тальском сумоне Улуг-Хемского хошуна откры - лась летняя школа. За один месяц дети выучились читать и писать. Учитель Сема отправил письмо в «Аревэ шыны», где перечислил лучших учеников. Настала осень. Председатель пионерского бюро сумона Чамзырын Монгуш объехал аалы, собрал детей, окончивших летнюю школу, для продолжения образования в начальной шагонарской. Анай-Кара спокойно отправила четверых ребятишек в хошунную школу. В начальной школе Шагонара четыре класса. Те, кто ее окончил, счи - таются образованными людьми, их посылают в сумоны учительствовать. Араты при встрече с ними уважительно покачивают головами: мол, зачем столько наук? Изначально в одном здании помещались тувинская и русская школы. Для тувинской позже стали строить отдельный дом. Работами руководил Бора-Хопуй. Детям нет никакой разницы. На переменах ученики тувинских и русских классов смешиваются, играя. В кутерьме школьного двора образуются водо - вороты танцев и энергичных драк. Девчонки разучивают новые песни: — Если за-автра война, Если завтра в поход, Если че-е-рная сила нагрянет… Или: — Бы-ы-ли сборы недолги, От Кубани до Волги Мы коней поднимали в поход… Все бы хорошо, но ранней осенью полыхнуло здание правления Улуг- Хемского хошуна. Здание пожарной охраны располагалось рядом, его только

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2