Сибирские огни, № 9, 2014

161 Иустина Чувашева. «СЛАВА БОГУ ЗА ВСE!» нием. И радость же была у нас в этот день! Ведь почти никогда в жизни не сбы - ваются заветные мечты, всегда разлетаются в прах воздушные замки. А тут — самая заветная, самая лелеянная моя мечта исполнилась! Пятого августа крестьяне ожидали приезда начальника губернии 1 , поэтому на работы не ходили, сидели у земской квартиры. Здание для школы уже было приобретено, но внутри все еще стояло, как было в лавке. И вот крестьяне решили, пока было свободное время, убрать полки, решетки, перегородки. Только треск стоял! Очищали, готовили место грядущему, хоть и маленькому, но — свету. Я стояла тут же, и переживания мои не передать словами. Ребята ска - чут, радуются: какая у них хорошая школа будет — с просторным двором, с будущим садом. Они сами хозяевами будут, их эта школа... К осени помеще - ние было отремонтировано, освящено, и мы перебрались на новоселье в свою школу, где мне пришлось прожить целых пять лет. В первую же весну после покупки здания по инициативе о. Иоанна устро - или праздник древонасаждения. Батюшка отслужил молебен, окропил сад свя - той водой, своими руками посадил несколько деревьев. В новой школе я уже не испытывала тех неудобств, какие были раньше. Только жить бы да радо - ваться! Класс просторный, полный света и воздуха. Отец заведующий приоб - рел новую классную мебель — парты, доску; купил наглядные пособия, вол - шебный фонарь с картинами, куда лучше сосновского. Словом, обставил школу как следует. Я работала, вела занятия, но родную Сосновку все равно не могла забыть. А там после моего перевода школа просуществовала еще пять лет, и, к глу - бокому моему огорчению, ее перевели в другую деревню. Как это было больно мне! Да ко всему еще мне самой пришлось принимать участие в уничтожении школы. Отец Иоанн предложил мне поехать в Сосновку и составить опись имущества, книг — всего, что можно было уложить в ящики для отправки в ту деревню, куда перевели школу. Своими руками укладывала я школьное имущество, разрушая то, в создании чего принимала горячее участие. Вспомнилось пережитое, вспомнился о. Димитрий, его труды, уроки, его любовь к детям и наши поездки в храм... Стою на коленях перед ящиком, укла - дываю книги, а слезы душат меня, словно хороню дорогое и близкое мне суще - ство. И так... школы в Сосновке не стало, совсем не стало! Приближалась Пасха. Мы готовились в Кантыпке встретить святой празд - ник. А душа моя болит о Сосновке. Как там встретят? Где и с кем проведут мои бывшие ученики эту ночь? Кто там споет Пасхальный канон? Не помолятся ли молча, как прежде они молились? Учительницы в деревне нет, руководить некому. В Пасхальную неделю приехал в Кантыпку знакомый сосновский крестья - нин. Первым делом спрашиваю: как встретили праздник? — Да хорошо-то как! — отвечает он. — Пели в часовне. Так мы были раде - хоньки, сердце веселилось! И рассказал мне, что все это устроила моя первая еще ученица Саня, теперь уже взрослая девушка. Собрала бывших моих учеников, тоже взрослых, они спелись и «по старой памяти» встретили праздник, как и со мной встре - чали в часовне. И все это устроила моя дорогая, славная Саня, в числе первых пришедшая ко мне учиться... А давно ли, кажется, она была маленькая, никак не могла запомнить, сколько в году недель. И записывала она, и спрашивала я ее часто — все равно забывала. Наконец, я изобрела такой прием: взяла серебряный полтинник и две копейки, показала ей: видишь, сколько тут? — Полтинник да две копейки, — наивно говорит Саня. — Иначе как скажем? 1 Начальник губернии — губернатор, назначенный императором глава администрации То - больской губернии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2