Сибирские огни, № 9, 2014
159 Иустина Чувашева. «СЛАВА БОГУ ЗА ВСE!» недавно болел он плевритом, поэтому боится получить осложнение. Пришлось перейти со стаканом в класс, там уж никаких осложнений не предвиделось. Вспоминаю всю эту обстановку и удивляюсь: она меня не угнетала, как будто иначе и быть не могло. Такие случаи, как опасения доктора за свое здоро - вье, меня даже забавляли, как излишние нежности. Ведь живу же я, ничего мне не делается. Ну, днем поболит голова от угара, а к вечеру же пройдет... XIII. Привыкла я понемногу и к Кантыпке. Дети — везде дети. И здесь они были ласковы ко мне. Класс был у нас теплый, особенно в углу за печкой. Там было большое помещение, где днем дети складывали свою верхнюю одежду. Вечером же мы ставили туда стол, скамью, стул. Придут мои милые девочки, иногда и мальчики, — сядем туда и поем, читаем, рассуждаем... Если придет к нам ученик Дема, тогда у нас сколько угодно шума, возни и веселья. Такой был он живой, подвижный и остроумный мальчик — просто прелесть. Чуть не до слез доведет иногда девочек, особенно кроткую, умнень - кую Маню, — и тут же рассмешит: «Не плакай, душа любезна!» (Он услышал эту фразу от инородцев 1 .) Девочки были развитые, милые, писали отлично сочинения на разные темы, на пословицы. А Маня и Лиза — те даже стихи сочиняли. У меня сохра - нилось их стихотворное переложение рассказа Григоровича «Прохожий». По развитию они были обе одинаковы, обе любили много читать, понимали про - читанное и очень любили поэзию. Только часто они спорили: Лизе больше нравился Пушкин, а Маня зачитывалась Лермонтовым, многое хорошо наи - зусть декламировала, часто приводила к подходящему случаю поэтические строфы — всегда с чувством, с душой. Поскольку я вспомнила о наших зимних вечерах, встает в моем воображе - нии детское личико Саши, хозяйского ребенка, — он был неразлучен с нами. Я его застала крошечным, всего двух лет, когда перебралась в Кантыпку. Рос и развивался он при мне и все детские болезни перенес на моих руках. Каж - дый вечер, бывало, сидит с нами, складывает домики из кубиков и слушает или поет. Когда ему исполнилось пять лет, он играючи выучился у Мани хорошо читать. Любил слушать рассказы об Иисусе Христе, в особенности о Его стра - дании, смерти и воскресении. Пристанет к девочкам и просит: — Говорите мне про Бога, как Иисус Христос на земле жил. Девочки начнут рассказывать, а он все уже знает наизусть, часто поправ - ляет их или останавливает, когда они что-то пропустят. Сидит он раз праздничным днем с Маней у окна и напевает: — Ах, идет снежок-снежочек, Попрыгивает, поскакивает, На птичку поглядывает. Птички полетывают, Птички попискивают На нашем дому. На мой вопрос: кто тебя этому научил? — отвечает: — Ты разве не видишь? Посмотри в окно, я все это вижу и пою. Я сразу же записала эту его фантазию, потому что меня очень удивила такая наблюдательность пятилетнего ребенка, да еще крестьянского. 1 Инородцы — официальное наименование сословия, в которое, в частности, входили представители малых коренных народов Сибири. Они состояли не в крестьянских обществах, а в особых «инородческих» управах. В данном случае это манси, их устаревшее название — во - гулы — упоминается в воспоминаниях далее.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2