Сибирские огни, № 9, 2014

154 Иустина Чувашева. «СЛАВА БОГУ ЗА ВСE!» будь оно хоть в столице, а не около нашего городка с двухтысячным населе - нием, но вот что беспокоило: Сосновскую школу грамоты могут преобразовать в церковно-приходскую и тогда попросят меня освободить место. На то, что мы и теперь проходим курс церковно-приходской школы, и испытания проводим по полной программе, что мы теперь только числимся «школой грамоты», не обра - тят ведь внимания. Вот для того, чтобы укрепить за собой место в Сосновке, я и решила добиться диплома. По окончании учебного года поехала в Туринск, приобрела программы и учебники, нужные пособия и начала готовиться. Большое содействие мне оказала матушка игуменья Мария. Как бывшая воспитанница ее монастыря, я обратилась к ней с просьбой о помещении. Она с сердечной готовностью дала мне стол и приют. Для занятий определила меня в свободную в то время от службы церковь, на хоры. Тут я устроилась, как в классе: разложила учеб - ники, развесила по стенам географические карты и целые дни проводила за книгами. Громадную помощь в занятиях оказала мне бывшая воспитательница Туринского епархиального училища, а потом учительница второклассной школы Зоя Дмитриевна Лепехина. Несмотря на слабое здоровье, подточенное учительством, она тратила дорогое ей время на уроки со мной, в особенности по славянской грамматике и русскому языку. Услугу эту она оказала мне совсем безвозмездно. Кроме того, доставала мне необходимые учебники, давала много полезных советов. Я сдала экзамен именно благодаря ее помощи, за что оста - лась ей признательной на всю жизнь. «Не без добрых душ на свете». Не встреть я матушку игуменью Марию и Зою Дмитриевну — едва ли я имела возможность так радоваться, получив диплом, почувствовать почву под ногами и крылья за спиной. Сдав экзамен, я стала учительницей не только на деле, но и «на бумаге», а это очень важно. С легким сердцем начала я в тот год школьные занятия, вернувшись из Туринска. Была уверена, что из Сосновки не уволят, не лишат учитель - ского места: в отделении хранится мое свидетельство на звание учительницы. Не чувствовала я, что надвигается на меня большое горе, как туча черная и нежданная. В декабре приехал отец наблюдатель с ревизией и сообщил, что меня как правоспособную назначили учительницей в церковно-приходскую школу в деревню Кантыпка, которая находилась в том же приходе в 20 верстах от Сосновки, дальше на север. Жалованья я буду получать больше, а именно — 12 рублей 50 копеек в месяц. Нечего и говорить, как тяжело подействовало на меня это назначение! В мыслях я не имела покинуть эти красивые горы, обрывы, леса и озера, эту дивную местность. Расстаться с Яковом Андреевичем, с Аксиньей, бабушкой Еленой, со всеми моими друзьями, что ходили ко мне на воскресные чтения, а их так много?! Как будто в родной семье я жила среди них. А ребята? Как же я с ними буду прощаться? Всех их до одного жаль, ведь родные они мне... Вот Коля, он всех слабее учится. Мне казалось, что я его люблю меньше других, — нет, я ошиблась. Недавно его сосед по парте потерял карандаш и спрашивает у Коли: не брал ли он? А Коля, мой малыш, первогодник, удив - ленно так вскинул на него свои карие глазки и убежденно говорит: — Что ты, Ваня! Стану я карандаш брать! Разве можно чужое брать? Бог за это накажет, да и грех ведь. Я стояла неподалеку, все слышала и подумала: «Так вот ты, Коля, какой у меня! Как рассуждаешь, а я и не думала, что ты такой». И Коля стал мне мил. А карандаш нашелся в книге у Вани. Или этот Алёша, тоже младший. Как начал учиться, случился с ним грех: понравилась ему коробочка Сени, в которой тот держал перья, и взял ее. Когда Сеня вечером заявил мне, что пропала коробочка, я сразу предположила, что взял ее Алёша. Во-первых, потому, что в большую перемену он сидел на Сени -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2