Сибирские огни, № 9, 2014

130 Ирина КАЧАН. ЦЕНТР АЗИИ И в раю есть проблемы Прокуратура настаивает на том, чтобы все было по закону. И в Качыке в том числе. И это правильно. Закон требует освещения улиц. Чтобы через каж - дые пятьдесят — сто метров стояли фонари. Хотя здесь электричество только от дизеля, да и улицы весьма условны. Как ни странно, но над этим работают. В целях противодействия терроризму надо в школе поставить охранную сигнализацию и оборудовать ее громкой связью. И над этим работают. Хотя нормальному человеку покажется, что это перебор. Если в поселке нет поли - ции, кому будет сигнализировать сигнализация? Да и если встать на улице и закричать: «Помогите! Спасите!», или: «Рятуйте, люди добрые», или: «Шым - данар! Дузаланар!», — в зависимости от языка общения, то тебя услышит весь поселок. В Качыке кричать лучше на тувинском или монгольском. Есть в сумоне люди, которые говорят только на монгольском. Так что террористы, если вдруг и доберутся до Качыка, будут мигом обнаружены. А еще требуют генплан развития поселка. А как его сделать, если нет гео - логических изысканий? Все упирается в деньги, которых у поселка практиче - ски нет. Зато летом много молодежи — приезжают студенты и старшеклассники на каникулы. Здесь проводят соревнования по волейболу. Есть клуб, хоть и маленький, а значит — есть, где проводить танцы. Только вот с электриче - ством проблемы… Оленевод Один На заседании секции «Хоомей — традиции и современность» научно- практической конференции IV международного симпозиума «Хоомей — фено - мен культуры народов центральной Азии» внезапно появился высокий рыже - волосый мужчина. Никто не знал, кто он. Его вроде кто-то привел чуть ли не за руку. Сначала мы поспорили: американец? скандинав? Чем хороши конферен - ции, так тем, что легко можно подойти к любому, спросить, кто он, как его зовут, чем занимается. И выяснилось, что все правы. Он — из штата Аляска. На вопрос, как его зовут, ответил кратко: «Один». Спрашивать фамилию огром - ного рыжеволосого человека по имени Один как-то несерьезно: Один — вер - ховный бог в скандинавской мифологии, отец и предводитель асов. Нет, он не хомейжи, сюда его привели просто посмотреть. А приехал он в Туву для обмена опытом. Он занимается оленеводством. На Аляске, оказывается, существуют огромные проблемы в оленеводстве. И это не удивительно. Коренной народ — эскимосы — оленей издревле не раз - водил. Здесь много диких оленей, или карибу, которые не желают одомашни - ваться. Местное население на них охотилось. Но вот численность диких оленей упала, и с Чукотки сюда завезли домашних оленей, чтобы местное население могло их разводить. Аборигенов учили работать с оленями специально нанятые оленеводы из Сибири. Сначала численность оленей резко возросла, их стало очень много. Потом что-то случилось с кормовой базой, и поголовье оленей стало стреми - тельно уменьшаться. Есть и еще одна проблема — домашние олени легко попа - дают под влияние диких и тоже дичают, убегают из стада. Есть и странности в законодательстве. Коренное население может охо - титься на диких оленей для пропитания. Но дикое мясо продавать нельзя. Пасти домашних оленей тоже могут только коренные жители. Желающие заняться оленеводством могут это делать только с привезенными оленями. В общем — все сложно: привозите оленей с собой и пасите их на здоровье.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2