Сибирские огни, № 9, 2014

124 Ирина КАЧАН. ЦЕНТР АЗИИ каждого мало. Конгар-оолу удалось исполнить хоомей — на 35 секунд. И он успел рассказать о давней проблеме горловиков: практически они есть, но официально — их нет. Нет такой профессии. Вскоре в России появилась новая профессия — хоомейжи. И, конечно, понятно, что если гореть так ярко, то тебя надолго не хватит. Конгар-оол построил новое здание для Центра тувинской культуры, и был там директором очень недолгий срок. Центр открылся весной 2012 года. А летом 2013 — его директор, мировая звезда тувинского хоомея, ушел из жизни. Но его детище, дело всей его жизни оказалось в хороших руках. Новым директором становится столь же легендарная личность — Алдар Тамдын. Святилище хоомея В то время, когда Конгар-оол Ондар занимался строительством Центра тувинской культуры, Алдар Тамдын воплощал другой проект — он создал Оваа хоомейжи (оваа — жертвенный курган, груда камней на возвышенном месте, где совершаются религиозные обряды). Место для оваа выбрали не случайно. Где его ставить — определил глав - ный шаман Кара-оол Топчун-оол. Горловики сами выкопали яму для фунда - мента, в фундамент заложили сакральные предметы, традиционные нацио - нальные блюда в кувшинчиках — когээржики. Заложили камни с разных мате - риков, монеты разных стран. При строительстве убедились еще раз, что место было выбрано верно. Около двухсот лет назад кто-то уже обратил на него внимание — здесь музы - канты нашли семь камней с надписями на тибетском языке: «Ом мани падме хум» — «О! Драгоценность в [цветке] лотоса!» Это мантра сострадательному Будде. Церемонию освящения проводил тибетский лама, а потом, после строи - тельства, и шаман. Идеи музыкантов воплощал в жизнь и развивал художник Леонид Уржук. В первый год привезли только две машины камней, во второй — еще три - надцать, всего на строительство оваа пока пошло 65 тонн камней. А будет еще больше. Традиционно, когда люди идут к оваа, они берут большие камни — каждый должен внести свою лепту в возведение святилища. В центре площадки стоит одно оваа, а рядом еще несколько столбов, покрытых резьбой, и у каждого своя каменная насыпь. Изображения на этих столбах символизируют разные стили горлового пения. Символ каргыраа — медведь, но не просто медведь, а большой самец — хозяин тайги, и по бокам горные узоры — горный каргыраа. Символ эзен - гилээр — маленькая лошадка, скачущая внутри большого стремени, эзенге - лер — стиль всадника. Символ сыгыта — птица. Есть и другие символы. Между столбами протянуты веревки для кадаков (кадак — тонкий мягкий шелк в форме широкой ленты) и чалама (чалама — разноцветные ленты на шаманской одежде и священных предметах). Музы - кант, который хочет усовершенствоваться в определенном стиле, повяжет свое приношение поближе к столбу с его символом. Поставили красивую беседку. Обычно на таких «китайских» крышах на углах скульптурки драконов, а они сделали лошадей. И наверху беседки — главное украшение и главное сокровище — игил. Игил — это национальный музыкальный инструмент. Но это не просто «инструмент». Он переходит от поколения к поколению. Он живет долго — больше ста лет. И с каждым годом возрастает ценность, лучше становится звучание. В старину верили: когда хозяин юрты играл на игиле, на звук приходил невидимый дух местности. Дух хранит благополучие аала и его хозяев, защищает от нечистой силы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2