Сибирские огни, № 9, 2014
122 Ирина КАЧАН. ЦЕНТР АЗИИ проблема. Здание признано памятником истории, охраняется государством. Оно действительно историческое. В этом здании подписывалась декларация о вхождении Тувы в состав СССР. Здесь в разное время побывали Борис Ельцин, Владимир Путин, Сергей Шойгу, кинорежиссер Никита Михалков, цыганский певец Николай Сличенко, композиторы Ян Френкель и Людмила Лядова, монгольский писатель-тувинец Чинагийн Галсан, якутский писатель Николай Лугинов... Но было понятно, что старое строение не выдержит нагрузки: просевшие стены, прогнувшиеся половицы. Приняли решение перестроить здание и, пользуясь старыми фотографи - ями — реконструировать первоначальный облик. В общем-то, почти это и сделали… Незначительные изменения в оформлении фасада из неприметной избушки превратили его в красивое здание с достаточно явно выраженной национальной спецификой. Добиться этих небольших изменений было трудно. И сделать это помогла только неуемная энергия первого директора. Человека, которому Центр тувин - ской культуры во многом обязан своей энергетикой. Человека, которому при - надлежит одна из главных ролей в изменении подхода к культуре Тувы. То есть сейчас надо рассказать о Народном хоомейжи Конгар-ооле Ондаре. Человек, который изменил Туву О Конгар-ооле Ондаре написано много. Часто статьи и материалы о нем содержат слова «он первый…», «он создал…». Да, он стоит у истоков первого коллектива горловиков — ансамбля «Тыва». Да, Центр развития национальной культуры — это, по сути, его детище. Но самое главное — он создал современную Туву, Туву, которую мы уже привыкли видеть. И забываем, что совсем недавно все было не так. Тува начала восьмидесятых. Российская провинция. Скромненько, но чистенько… Да, строились комбинаты, поднималась индустрия, колхозы выда - вали всю положенную продукцию. Республика развивалась, как, впрочем, и другие окраины страны. А Тувы — не было! Не было ярких национальных костюмов на ули - цах, горловики были, хоть и мало, концерты — редки. Хуреш, национальная борьба, — как-то сам по себе, и уж точно не был таким зрелищным, как сейчас. Буйство красок Наадыма, знаменитые на весь мир хоомейжи, масса зарубеж - ных гостей, которые тоже пытаются исполнять горловое пение — все это, в пер - вую очередь, заслуга Конгар-ооле Ондара. А потом тех — кто шел рядом с ним. У многих, кто живет в глубинке, у деревенских жителей, а тем более у кочевников азиатских степей, есть некоторые особенности восприятия. Для них важна оценка со стороны. Насколько они сами значимы, могут и не понять, пока кто-то не скажет. Конечно, этому есть объяснение. Живет человек на чабанской стоянке или в маленькой деревне. Новостям взяться неоткуда. Редко бывают гости, они и расскажут, что творится в округе, в мире. Если гость изда - лека — еще интереснее. И вот вроде бы своих все знают, но если гость скажет, что слышал о ком-то из них в другом селе, в другом краю — то и начинают относиться к известным с большим уважением. Так было и в Туве. Да, под руководством партии и т. д. вместе со всеми шли в светлое будущее. Забывая о ярком прошлом. Всерьез начинали думать, что все национальное, самобытное, свое — это пережитки темного прошлого. Изнутри изменить что-то было трудно. Практически невозможно. И Кон - гар-оол изменил снаружи. Это был своего рода культурный взрыв, только
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2