Сибирские огни, 2006, № 11

православных под турецким игом. Первая часть состоит из свидетельств того, каким образом христиане сберегали свою веру, как, зачастую внешне принимая мусульманство, оставались христианами. Такое «тайное хри­ стианство» было нередкостью на Балканах и в Константинополе, и многие ходжи (с пер­ сидского — «господа») имели под своими домами «подземные церкви, с иконостасом, архиерейским троном, низким амвоном, подсвечниками», а дервиши нередко оказы­ вались священниками. В книге есть несколько сцен семейных драм, причиной которых явилось тайное хри­ стианство. Например, турчанка выходит за­ муж вроде бы за своего единоверца, но «в первую же ночь привели священника и при­ неси купель, с тем чтобы окрестить эту де­ вицу, а затем совершить над молодыми Та­ инство венчания. Невесту подвели к купели, свекровь ве­ лела ей раздеться. Та сперва отказывалась, но вскоре согласилась. После крестин невес­ ты молодых обвенчали. Через неделю новобрачные объезжали с визитами своих родственников — обычай, принятый как среди христиан, так и среди турок. Молодые начали с отчего дома неве­ сты. По дороге они остановились, и Гатоглу (муж — Р.С.) предупредил жену: «Если рас­ скажешь, что видела у меня дома, или о том, что произошло с тобой, я верну тебя твоим родственникам». Она пообещала, что не про­ ронит ни слова. <...> Лишь через несколько лет узнали родители той турчанки, что их дочь стала христианкой». Или вот описание обряда погребения у тайных христиан: «Перед смертью к человеку призывали ночью священника, чтобы тот его причас­ тил. Умершего хоронили по турецким обы­ чаям. Приходил мулла, омывал тело усоп­ шего, облачал его и погребал в «мезарии», на турецком кладбище. Тело, завернутое в саван, опускали в гроб и гроб закапывали в землю. Женщины не присутствовали на ту­ рецком обряде погребения. Затем ночью совершали над усопшим заочный чин отпевания. Отмечали три дня, сорок дней, шесть месяцев, год — так же, как и явные христиане. Для служения пани­ хиды тайно приводили в дом священника, который читал молитвы за упокой души усоп­ шего. Готовили кутью и передавали ее яв­ ным христианам, чтобы те отнесли в цер­ ковь». И такое продолжалось на протяжении веков. Поразительное духовное напряжение все-таки сопровождало жизнь этих людей поколение за поколением... Вторая часть книги посвящена житиям святых новомучеников. Порой это произве­ дения, написанные в традиции и по канону житийной литературы, но в основном — биографические очерки о греках, сербах, болгарах, албанцах, турках, несших христи­ анскую веру сквозь запреты и погибших за нее во время османского владычества. История — это не только даты великих событий, а еще и жизни людей. Книга «Будь верен до смерти» именно о людях, в течение пяти веков живших под игом иной культуры, иной веры, но сумевших, так или иначе, ос­ таться единым народом, сумевшим сохра­ нить свои традиции и святыни. Правда, как мы знаем, трагедия православия на террито­ рии бывшей Османской империи не закон­ чилась и можно ожидать своего рода про­ должение этой книги — новые свидетельства и новые жития святых. Роман СЕНЧИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2