Сибирские огни, 2006, № 11
православных под турецким игом. Первая часть состоит из свидетельств того, каким образом христиане сберегали свою веру, как, зачастую внешне принимая мусульманство, оставались христианами. Такое «тайное хри стианство» было нередкостью на Балканах и в Константинополе, и многие ходжи (с пер сидского — «господа») имели под своими домами «подземные церкви, с иконостасом, архиерейским троном, низким амвоном, подсвечниками», а дервиши нередко оказы вались священниками. В книге есть несколько сцен семейных драм, причиной которых явилось тайное хри стианство. Например, турчанка выходит за муж вроде бы за своего единоверца, но «в первую же ночь привели священника и при неси купель, с тем чтобы окрестить эту де вицу, а затем совершить над молодыми Та инство венчания. Невесту подвели к купели, свекровь ве лела ей раздеться. Та сперва отказывалась, но вскоре согласилась. После крестин невес ты молодых обвенчали. Через неделю новобрачные объезжали с визитами своих родственников — обычай, принятый как среди христиан, так и среди турок. Молодые начали с отчего дома неве сты. По дороге они остановились, и Гатоглу (муж — Р.С.) предупредил жену: «Если рас скажешь, что видела у меня дома, или о том, что произошло с тобой, я верну тебя твоим родственникам». Она пообещала, что не про ронит ни слова. <...> Лишь через несколько лет узнали родители той турчанки, что их дочь стала христианкой». Или вот описание обряда погребения у тайных христиан: «Перед смертью к человеку призывали ночью священника, чтобы тот его причас тил. Умершего хоронили по турецким обы чаям. Приходил мулла, омывал тело усоп шего, облачал его и погребал в «мезарии», на турецком кладбище. Тело, завернутое в саван, опускали в гроб и гроб закапывали в землю. Женщины не присутствовали на ту рецком обряде погребения. Затем ночью совершали над усопшим заочный чин отпевания. Отмечали три дня, сорок дней, шесть месяцев, год — так же, как и явные христиане. Для служения пани хиды тайно приводили в дом священника, который читал молитвы за упокой души усоп шего. Готовили кутью и передавали ее яв ным христианам, чтобы те отнесли в цер ковь». И такое продолжалось на протяжении веков. Поразительное духовное напряжение все-таки сопровождало жизнь этих людей поколение за поколением... Вторая часть книги посвящена житиям святых новомучеников. Порой это произве дения, написанные в традиции и по канону житийной литературы, но в основном — биографические очерки о греках, сербах, болгарах, албанцах, турках, несших христи анскую веру сквозь запреты и погибших за нее во время османского владычества. История — это не только даты великих событий, а еще и жизни людей. Книга «Будь верен до смерти» именно о людях, в течение пяти веков живших под игом иной культуры, иной веры, но сумевших, так или иначе, ос таться единым народом, сумевшим сохра нить свои традиции и святыни. Правда, как мы знаем, трагедия православия на террито рии бывшей Османской империи не закон чилась и можно ожидать своего рода про должение этой книги — новые свидетельства и новые жития святых. Роман СЕНЧИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2