Сибирские огни, 2006, № 11
Однажды, рассказывает А. Черкасов, она, обороняясь, выпустила кишки собакам, при этом не кусая их, «как бы гнушаясь их мя сом». Великолепен соболь — символ Сиби ри, и изюбрь-марал — краса и гордость си бирских и алтайских гор. И как же буквально нежен автор к этому «бедному зверю», гиб нущему во время битвы за самку: «Побеж денный изюбрь, кувыркаясь, полетит в про пасть и с маху налетает на острые оголен ные скалы... Боже! В каком виде прилетает несчастный ловелас на дно отвесной пропа сти!». Любит и восхищается А. Черкасов всем, что принадлежит природе Восточной Сиби ри, ставшему родным Забайкалью. Иногда эта любовь мешает, например, в попытках классификации мелких животных (при деле нии на хищных и нехищных, «снедных», ве гетарианка джумбура-крыса оказалась хищ ной), иногда помогает сочетать восторги «ли тератора» и прагматизм охотника. И в этом особенность книги, когда рядом с рисунком- схемой устройства винтовки или ловушки на волка или лису стоят «лирические отступле ния». Вот одно из них, почти тургеневское: «Зажженная губка едва курилась передо мной и напоминала догорающий очаг пас тушьего шалаша. Я продолжал сидеть, как мертвый. Слух и зрение были направлены к одному месту, к одной точке, откуда долж ны были прийти сохатые. Слышалось только жужжание комаров, всюду сновавших вок руг меня и тотчас же улетавших от едкого дыма губки, который легкой струйкой тянул ся кверху и сизым облачком рисовался на темно-зеленом фоне противоположной лу жайки. Настала, можно сказать, мертвая ти шина, только резкий ветерок тянул из темно го кедровника и холодил мои члены. Мел кие, разбитые облака, с золотистым отливом по краям, тихо и плавно неслись по беспре дельности неба... Боже! Как хорошо, легко и привольно было в природе; даже я, страст ный охотник, забылся и загляделся вдаль, на синеющие горы чудной даурской Швейца рии...» Человек большой литературной культу ры и настоящей русской души, общавшийся с кругом ссыльных петрашевцев и ценивший творчество Н. Некрасова и Ст. Аксакова, на родную песню и ее исполнителей, А. Черка сов, по словам известного сибиреведа Е. Петряева (автора предисловия к книге), об наруживает в «Записках» «гуманизм, незау рядную наблюдательность натуралиста и прекрасное знание жизни забайкальцев». А. Черкасова можно считать и нашим земля ком: в 1870 году, после почти двадцатилет ней службы в Восточной Сибири, он пере ехал на Алтай (Сузунский завод), с 1883 года жил в Барнауле, избирался городским голо вой, а незадолго до смерти (1895 г.) оказался в Екатеринбурге. Книга «Записки охотника Восточной Сибири. 1856 — 1863» явилась главной не только в жизни этого замечатель ного человека, но и вошла в историю рус ской литературы Сибири как одна из лучших и самых «сибирских». Владимир ЯРАНЦЕВ ПОД ТУРКОМ Будь верен до смерти. Судьбы Право славия в Османской империи XV— XX вв. Составители инок Андрей (Шеста ков), Александра Никифорова. М., Из дание Сретенского монастыря, 2005. Выражение «Балканы — пороховой погреб Европы» для нас более чем привыч но. Услышав его, многие уже не задумыва ются: «Почему пороховой? Почему имен но Балканы?» Просто это уже данность, что на Балканах то и дело вспыхивают конфлик ты, образуются и распадаются государства, периодически происходят религиозные чи стки. Иногда приходят на память слова «Шип ка», «гайдуки», «падение Константинополя», с недавних пор — «турецкий гамбит». Но как жили славяне на Балканах во вре мена турецкого владычества, что сталось с населением византийского Константинопо ля, почему хорваты, сербы, косовары, бос нийцы не могут жить вместе, мы почти не знаем. И опять же все наши познания в этой проблеме ограничиваются, зачастую, одним словом «отуречивать». Книга «Будь верен до смерти. Судьба Православия в Османской империи XV — XX вв.» интересна тем, что показывает жизнь 188
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2