Сибирские огни, 2006, № 11

на равных: «как поэт с поэтом». Творческие силы природы сочетают в себе «точности мастера» и «космическое бескорыстие». Сти­ хи, где они приходят в движение, тяготеют к сюжетности. В зависимости от того, кто яв­ ляется «действующим лицом» (гроза, рас­ свет, дождь и т. п.), действие развивается то стремительно, то замедленно. В этих стихах обычно — вереница глаголов, передающих непременное нарастание движения, и в ре­ зультате мир предстает пробужденным, об­ новленным и преображенным, наполнен­ ным свежей жизнью, с проявленными крас­ ками и формами: Сверкнула молния. И гром Прогрохотал меж туч тяжелых. Потом стремительным дождем Железный захлебнулся желоб. Гроза летела, сея мглу, Крылом сметая свет полдневный, И свой, мгновенный, как стрелу, Она сквозь дождь метала гневно. Она гнала ручьи в овраг... И словно подводя итог Ее горенью и боренью, Сад полыхнул, хоть весь промок, Прохладным пламенем сирени. «БАБУШКА ЗАДВОРЕНКА...» Стихи цикла населены персонажами сказок и народных поверий (золотая рыбка, лесовичок, лесная шишига, домовой, бабуш­ ка Задворенка и т. п.). Все они живут рядом, в давно положенных местах. Чаще всего у Стюарт — это некие добрые духи природы, расположенные к человеку и вызывающие его доверие. Например, лесовичок «Моих сказок» — своеобразный лирический двой­ ник распутинского Хозяина острова. А ведь согласно бытовавшим повериям он — «не­ чистая сила» которую надо закрестить, то есть осенить крестом все дороги, чтобы из своей берлоги он не смел двигаться. Сказочные существа непременно вклю­ чены в круг сегодняшних интересов людей, принимают участие в решении мучащих их проблем, поддерживают, когда человек ока­ зывается на распутье и испытывает душев­ ное неустройство. Все они неустанно тру­ дятся в большом доме природы. Их «дей­ ствие» по отношению к человеку обычно и образует «сюжет» сказочных стихов Стюарт. В цикл «Мои сказки» включены реалии современного быта. Бабушка Задворенка, спасая от горьких воспоминаний городскую гостью, провожает ее ночью на станцию. Мимо лешего проносится грузовик. Лесная шишига требует стихов. Домовой оказыва­ ется атеистом. Это все «сказки под рассекреченной луной». Не отсюда ли в их персонажах какая- то беспомощность и незащищенность? Они словно миражи в техническом столетии, ко­ торые вот-вот могут растаять. Такое совмещение были и небывальщи­ ны, сказочного и реального — тоже пози­ ция, заставляющая вспомнить примерно со­ впадающее по времени известное утверж­ дение Вл. Луговского: «Нет, русалок нельзя разогнать. Они должны остаться. Пусть бу­ дут гидростанции и русалки. Так будет даже интереснее»10. (Та же мысль и в стихах Вл. Солоухина, тоже относящихся к этому пери­ оду: «Нам выпал век науки точной. Права ботаника, права. Но я-то знаю: в час уроч­ ный цветет огнем разрыв-трава»)11. И в «реалистических» стихах Стюарт порой делает допуск, что прекрасное в мире природы может быть воспринято как сказ­ ка: «Хочешь, синею птицей зови зимородка, сверкнувшего в чаще». Здесь, однако, нет кокетничанья своим видением, противопос­ тавления его читательскому. Предполагает­ ся, что он, читатель, подобным же образом реагирует на происходящее вокруг, ибо «имеющий уши — да слышит, имеющий душу — да чует». В лирике Стюарт то и дело звучат отго­ лоски народных преданий, поверий, примет. Они поэтически перетолковываются, дают основу для создания своих версий и сюже­ тов, питают образность и символику стиха. Так в стихотворении «В моем саду» сон-тра- ва, одоленъ-трава, дурман-трава, плакун- трава, разрыв-трава становятся разными ликами душевного состояния. Порой героиня Стюарт перемещается в обстоятельства и время сказки, совершает поступки, напоминающие действия сказоч­ ной героини: По широким долам да увалам Я бежала — память убивала. ... Я бежала полем, без дороги, Чудо-грёбень бросила под ноги, И меж тем, что мучило, и мной Темный лес дремучий встал стеной. Ленту на траве я расстелила — И меж тем, что есть, и тем, что было, Солнце взмыло на речной волне... В жизни лирической героини действу­ ют сказочные Лихо, Ненастье, Счастье, Горе, Диво. За ними тоже всегда стоят вполне ре­ альные явления, что «объективной истине в угоду» сразу же разъясняется автором: «Но 10 Левин Л. Книга о поэте. Сов.писатель, 1963, с. 308. 1 Павлович Н. Рецензия на лирический сбор­ ник Е. Стюарт «Ночные березы». — Новый мир. — 1966. — №3. — С.277. 167

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2