Сибирские огни, 2006, № 11
на равных: «как поэт с поэтом». Творческие силы природы сочетают в себе «точности мастера» и «космическое бескорыстие». Сти хи, где они приходят в движение, тяготеют к сюжетности. В зависимости от того, кто яв ляется «действующим лицом» (гроза, рас свет, дождь и т. п.), действие развивается то стремительно, то замедленно. В этих стихах обычно — вереница глаголов, передающих непременное нарастание движения, и в ре зультате мир предстает пробужденным, об новленным и преображенным, наполнен ным свежей жизнью, с проявленными крас ками и формами: Сверкнула молния. И гром Прогрохотал меж туч тяжелых. Потом стремительным дождем Железный захлебнулся желоб. Гроза летела, сея мглу, Крылом сметая свет полдневный, И свой, мгновенный, как стрелу, Она сквозь дождь метала гневно. Она гнала ручьи в овраг... И словно подводя итог Ее горенью и боренью, Сад полыхнул, хоть весь промок, Прохладным пламенем сирени. «БАБУШКА ЗАДВОРЕНКА...» Стихи цикла населены персонажами сказок и народных поверий (золотая рыбка, лесовичок, лесная шишига, домовой, бабуш ка Задворенка и т. п.). Все они живут рядом, в давно положенных местах. Чаще всего у Стюарт — это некие добрые духи природы, расположенные к человеку и вызывающие его доверие. Например, лесовичок «Моих сказок» — своеобразный лирический двой ник распутинского Хозяина острова. А ведь согласно бытовавшим повериям он — «не чистая сила» которую надо закрестить, то есть осенить крестом все дороги, чтобы из своей берлоги он не смел двигаться. Сказочные существа непременно вклю чены в круг сегодняшних интересов людей, принимают участие в решении мучащих их проблем, поддерживают, когда человек ока зывается на распутье и испытывает душев ное неустройство. Все они неустанно тру дятся в большом доме природы. Их «дей ствие» по отношению к человеку обычно и образует «сюжет» сказочных стихов Стюарт. В цикл «Мои сказки» включены реалии современного быта. Бабушка Задворенка, спасая от горьких воспоминаний городскую гостью, провожает ее ночью на станцию. Мимо лешего проносится грузовик. Лесная шишига требует стихов. Домовой оказыва ется атеистом. Это все «сказки под рассекреченной луной». Не отсюда ли в их персонажах какая- то беспомощность и незащищенность? Они словно миражи в техническом столетии, ко торые вот-вот могут растаять. Такое совмещение были и небывальщи ны, сказочного и реального — тоже пози ция, заставляющая вспомнить примерно со впадающее по времени известное утверж дение Вл. Луговского: «Нет, русалок нельзя разогнать. Они должны остаться. Пусть бу дут гидростанции и русалки. Так будет даже интереснее»10. (Та же мысль и в стихах Вл. Солоухина, тоже относящихся к этому пери оду: «Нам выпал век науки точной. Права ботаника, права. Но я-то знаю: в час уроч ный цветет огнем разрыв-трава»)11. И в «реалистических» стихах Стюарт порой делает допуск, что прекрасное в мире природы может быть воспринято как сказ ка: «Хочешь, синею птицей зови зимородка, сверкнувшего в чаще». Здесь, однако, нет кокетничанья своим видением, противопос тавления его читательскому. Предполагает ся, что он, читатель, подобным же образом реагирует на происходящее вокруг, ибо «имеющий уши — да слышит, имеющий душу — да чует». В лирике Стюарт то и дело звучат отго лоски народных преданий, поверий, примет. Они поэтически перетолковываются, дают основу для создания своих версий и сюже тов, питают образность и символику стиха. Так в стихотворении «В моем саду» сон-тра- ва, одоленъ-трава, дурман-трава, плакун- трава, разрыв-трава становятся разными ликами душевного состояния. Порой героиня Стюарт перемещается в обстоятельства и время сказки, совершает поступки, напоминающие действия сказоч ной героини: По широким долам да увалам Я бежала — память убивала. ... Я бежала полем, без дороги, Чудо-грёбень бросила под ноги, И меж тем, что мучило, и мной Темный лес дремучий встал стеной. Ленту на траве я расстелила — И меж тем, что есть, и тем, что было, Солнце взмыло на речной волне... В жизни лирической героини действу ют сказочные Лихо, Ненастье, Счастье, Горе, Диво. За ними тоже всегда стоят вполне ре альные явления, что «объективной истине в угоду» сразу же разъясняется автором: «Но 10 Левин Л. Книга о поэте. Сов.писатель, 1963, с. 308. 1 Павлович Н. Рецензия на лирический сбор ник Е. Стюарт «Ночные березы». — Новый мир. — 1966. — №3. — С.277. 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2