Сибирские огни, 2006, № 11

в поэтическом освоении одного и того же жизненного материала и даже одной темы». Наблюдение это, сделанное в статье 1956 года2, остается справедливым и по отноше­ нию к ее поздней лирике. Нужно только не­ пременно добавить, что стихи поэтессы раз­ ных лет на одну тему всегда отчетливо поме­ чены и разным возрастом души. Секрет же цельности лирики Стюарт — в ее удивитель­ ной способности чувствовать красоту, кото­ рую она сохранила на всех этапах своего творчества и которая во многом это разви­ тие определила: Но есть владеющая сердцем сила, Название которой — Красота. Ей не преграда запертые двери, Утраты, одиночество, тоска, Она, пробившись сквозь мои потери, Приходит, чтоб сразить наверняка. И вот, в беде не складывая крылья, Умея горе встретить не в слезах, Я в этот миг горда своим бессильем: Стою пред ней — и слезы на глазах! Тема Красоты, «владеющей сердцем силы», — сквозная в лирике Е. К. Стюарт. Она осмысляется поэтессой многогранно и философски: это и красота бытия, и красота человеческой души, красота земли, искусст­ ва и человеческого деяния. Но все-таки и та­ кое определение ведущего мотива лиричес­ кой поэзии Стюарт нуждается в уточнении. Его помогла сделать сама поэтесса, когда в статье о поэмах Василия Федорова с чув­ ством творческой родственности выделила «тему красоты, добываемой дорогой це­ ной»3 (подчеркнуто мною. — Г. Ш .),— вот это последнее особенно важно. В другой раз Стюарт заметила: «...Жизнь не только лю­ бовь. И во всем остальном на первое место выходит мужество»4. В пределах одного стихотворения Ели­ завета Стюарт часто сводит контрастные на­ чала, сосуществующие рядом в окружаю­ щей жизни и человеческой душе. Образ «полынь и солнце» может от­ крыть ряд, который продолжат пары посто­ янно соседствующих в пределах одного сти­ хотворения поэтессы полярных понятий: вед­ ро и ненастье, красота и суета, восход и дня уход, свет и тени, рожденье и смерть, борьба и смирение, радость встречи и горечь раз­ лук, взлеты и падения и т. п. «В мире всё из неравного соткано», — так начав одно из по­ г Рясенцев Б. Путь художника (К 25-летию творческой деятельности Е. Стюарт). — Сов. Си­ бирь. — 1956. — 24 нояб. 1 Стюарт Е. Девять поэм Василия Федорова. — Знамя. — 1960. — №8. — С. 211. 4 Стюарт Е. Найти дорогу к людям: Предисл.к кн. Н. Греховой «Осень». — Новосибирск, 1978. здних своих стихотворений, словно бы обоб­ щит Стюарт. Она считала, что долг поэта — заставить среди всех этих противоречий слу­ жить свою музу «во имя мира и во имя счас­ тья». Духовным центром ее лучших стихов, написанных в разные годы и на самом раз­ ном жизненном материале, как мы далее нео­ днократно будем наблюдать, становился как раз миг преодоления (в человеческой ли душе, в природе ли, а часто — в человеческой душе и природе одновременно) горя, боли, смире­ ния, мрака, суеты и т. д. Вот одно, как нам кажется, из самых характерных стихотворений Стюарт последних лет: Бессонница — нелегкая наука... В душе ни звука, за окном ни звука. Там, за окном, тяжелые снега. Но начинает оживать поземка — Прозрачная, она шуршит негромко, Кружится балериною Дега. А ветер загудит, рассвирепев, И враз помчатся белые виденья. Увижу я их взлеты и паденья Под яростный полуночный напев. Быть может, и душа рванется вслед Безудержному этому движенью, И в ней начнутся взлеты и паденья, Пока она не вырвется на свет! В лирике Стюарт много символов преодо­ ления. От Ваньки-Встаньки (о нем будто бы мимоходом замечено: «мой собрат»), облада­ ющего удивительным свойством: «Вот пригни его, пожалуй, торжествуй на миг, а он вновь воспрянет, как бывало, не смирен и не сражен», — до «моей рябины», у которой, несмотря на то, что «весь год невзгода ее губила», хватало силы цвести три раза в лето. Образ, вынесен­ ный в название последней книги Стюарт («Моя рябина»), открыто соотнесен с обра­ зом автора, его позицией, его судьбой: Беда под корень Меня рубила, Да гнуло горе, Да хворь ломала, Но трижды в лето Цвела рябина!.. Хватило силы Начать сначала. «ЧУЖАЯ БОЛЬ МОЮ ПЕРЕБИВАЕТ...» Путь Елизаветы Стюарт к взрослому читателю, как уже было сказано, начался вышедшей в 1943 году в Новосибирске то­ ненькой книжкой стихов под названием «Го­ рода будущего». Вошедшие в нее стихи на­ писаны по горячим следам событий. Вмес­ те с циклом о Рыбачьем, созданным по впе­ чатлениям поездки к морякам-северомор- 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2