Сибирские огни, 2006, № 11

КРИТИКА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. БИБЛИОГРАФИЯ______________________ Галина ШЛЕНСКАЯ «ВЕРНУТЬСЯ К ТЕБЕ— ИСЦЕЛИТЬСЯ. . .» (раздумья о лирике Е. Стюарт в связи со столетием поэтессы) Поэзия не изменила Елизавете Констан­ тиновне Стюарт до самого конца. В дни смер­ тельной болезни у нее все чаще возникало опасение, что она утратит способность пи­ сать стихи: «Молчание нависло надо мною...». Когда поэтессе казалось, что муза навсегда покинула ее «пред хаосом земного неустройства», слышались ноты отчаяния: «Как я могу привыкнуть к немоте?» Она пе­ реживала трагедию художника, мучительно предчувствующего утрату полноты ощуще­ ния мира и сознающего эту неизбежность: А вот теперь сразил покой — Все то, что пело, что болело, Вдруг обернулось слепотой, И глухотой, и немотой, Сковало душу мне и тело... А травы за окном растут, И дождь порой стучит о крышу, И с криком ласточки снуют... А я не вижу! Я не слышу! И вдруг снова возникала надежда: «Но, может статься, на сухое дно еще падут спа­ сительные росы...». С несвойственной ее сдержанной поэтической манере экспресси­ ей она в такие минуты словно заклинала свою музу: «...Верни мне ускользающее сча­ стье... Дай понять сполна... Дай слух и зор­ кость... Дай разгадать... Ты приоткрой мне...». И слово вновь подчинялось ей, вновь удава­ лось понять, услышать, увидеть, разгадать. Тогда слагались строки, звучащие как вздох облегчения: «Стоит жизнь усилий, пока сти­ хи еще не изменили». Е.К. Стюарт не мысли­ ла жизни без «высокого, жестокого, свято­ го» ремесла поэта. ВЕХИ ПУТИ Рассказывая о себе, Елизавета Констан­ тиновна однажды заметила, что хотя внешни­ ми событиями ее личная жизнь не богата, она вместила в себя и революцию 1917 года, и разруху, и войны, в том числе и две войны с Германией — 1914 и 1941 годов, и пятилет­ ки с их небывалым подъемом и восстанов­ лением страны, и огромный разворот стро­ ительства, и невиданный расцвет науки, и освоение космоса'. Е.К. Стюарт (1906 — 1984 гг.) родилась в семье железнодорожного служащего в г. Томске. Здесь пришла к ней «тугая завязь первых слов — стихов, еще несмелых». Здесь была пережита первая любовь. Но с Томском связана и несбывшаяся мечта об учебе в университете, виною чему была «дворянская» фамилия, за которую, по об­ стоятельствам тех лет, ей пришлось распла­ титься. Об этом не без горечи поведает она в лирическом монологе «Обращение к ста­ рому городу»: Что жизнь моя в великом споре Тех, кто историю творил?.. Ты двери всех аудиторий Передо мною затворил. И ты, желанный хлеб науки Голодным выделив пайком, Свои заботливые руки Не протянул мне и потом. Ты, незаполненные соты Вдуше оставив на года, Загородил и от работы Бесстрастной Биржею Труда За каждой вновь закрытой дверью Жизнь мимо мимо, мимо шла! Но я еще хотела верить, Чего-то все еще ждала. И многого не понимая В большой борьбе, В своей судьбе, Жила я, глаз не поднимая, Скрывая боль свою в судьбе. Возможно, что именно в этом трудном начале, научившем искусству преодоления, — истоки мужества характера лирической героини Стюарт. 1 Писатели о себе. — Новосибирск, 1973. — С. 221. 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2