Сибирские огни, 2006, № 11

И третий человек, кем знаменита для меня Чита, это поэтесса Виктория Измай­ лова. По-настоящему у Вики вышла пока только одна книга «Ангел росы и мглы» (С- Петербург, «Геликон», 2005), о своей давней и ранней книге стихов Вика вспоминать не любит. Измайлова для меня сегодня в ряду первых поэтесс России начала нынеш­ него века вместе со Светланой Кековой, Олесей Николаевой и Натальей Ахпаше- вой. Знаком я с Викой до этого был лишь по электронной почте, переписка то возоб­ новлялась, то затихала, но подборки её стихов в «Сибирских огнях» появлялись еже­ годно. Популярный ныне писатель и телеведущий Дмитрий Быков назвал Викторию Измайлову в предисловии к её книге «большим поэтом». Я думаю, в данном случае он несомненно прав. Но, как я убедился, быть большим поэтом маленькой одинокой женщине-доктору очень и очень не просто. И сто крат сложнее —- в Чите. Когда бы не кочевний бег Да нищета, Я был бы данником во век Твоим— Чита. Но не тягаться мне с судьбой В мои лета. Одна под чашей голубой Лежит Чита. Вокруг земля на тыщу вёрст Как дом— пуста. И стынет звёзд осенний воск, И спит Чита. Куда бы ни поехал ты— Кругом тщета, От Колымы до Воркуты — Одна Чита... Стихи были написаны мной в вагоне обратного поезда, где-то в районе Иркутс­ ка, именно в это время в Москве умирал от инфаркта ещё один большой русский поэт Анатолий Кобенков, иркутянин, так и не успевший стать москвичом... Из гостей, кроме «Сибирских огней», на фестиваль прибыли: Николай Коняев из Санкт-Петербурга — писатель, историк, издатель, автор знаменитой книги о Николае Рубцове, составитель и редактор трехтомного собрания сочинений Михаила Вишня­ кова (третий том выйдет в следующем году), Василий Козлов — поэт и главный ре­ дактор иркутского журнала «Сибирь», Баир Дугаров — замечательный русский поэт и бурятский учёный, специалист по «Гэсэру», Надежда Герасимова — представи­ тель межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» и издатель из Новоси­ бирска, а также литераторы Агинского бурятского округа и, разумеется, всё читин­ ское писательское сообщество. Театрализованные действа как инструмент политики и широкошумные народ­ ные гуляния в последний период новейшей истории стали непременным антуражем любого мало-мальского события. Слово, тем более, поэтическое слово не вполне вписывается в ярмарочно-эстрадный фон праздника, даже если этот праздник назы­ вается, скажем, «Шукшинские чтения» или, страшно произнести, но, увы, даже «Пуш­ кинские дни» в Михайловском. «Забайкальская осень» — никакое в этом смыскле не исключение, и зря Миха­ ил Евсеевич Вишняков ворчал, сердился, стучал по брусчатке своей кедровой трос­ тью с медвежьеголовым навершием, всё это напрасно, всё это — холостая пальба, ничегошеньки не изменить, не вернуть вспять. И организаторы ни при чём, они-то по честному стараются, это эпоха такая нонче, тысячелетие другое. В эту эпоху человек пичкается жвачкой и гамбургерами и на каком-то этапе он уже с трудом переваривает настоящий борщ или хороший бифштекс с кровью. Неприятие выра­ батывается, подлинное пугает. То же самое происходит и с духовной пищей и цели­ тельной влагой поэзии. Духовная жажда утоляется суррогатной попсой. Никакой трагедии, никакого катарсиса, ни Валентина Распутина, ни Александра Вампилова, которые, кстати, именно во время читинского совещания-семинара молодых писа­ телей обрели известность. Люди в мире постмодерна должны потреблять, веселясь и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2