Сибирские огни, 2006, № 11

щиеся до комфорта произведения спрос ограниченный, но и в этих вещах при разви­ тии жизни потребность увеличивается, например, драповые дамские пальто год от году требуются в большем количестве, а наравне с ними должны идти и прочие предметы роскоши, хотя бы для некоторых приобретение было сопряжено с лише­ ниями в других отношениях. Теперь представим картину быта «на базаре», как вообще здесь называют гос­ тиные ряды и лавочки. Хотя съезд на базар бывает по воскресеньям и некоторым большим праздникам, но вместо выражения: «Я иду в гостиный» или «в лавки» постоянно говорят: «Иду на базар». Итак, вот картина. Лето. Половина июня. Самое хорошее время: природа впол­ не расцвела. Утро, пять или шесть часов. Восходящее солнце придает веселый коло­ рит природе. В воздухе свежесть. Движение уже началось. Коровы собраны в стадо и выходят в поле. Женский пол идет с ведрами по воду, озабочиваясь поливкой в огородах. Окна в домах, особенно «достаточных», еще заперты ставнями, и хозяева их покоятся в сладком утреннем сне. Они встанут не раньше 7 или 8 часов. Но вот выходят «мелочники» и отворяют лавочки. Это больше молодежь и служат почти все приказчиками у евреев. Сами хозяева их сегодня не отворяют лавочек, потому что день субботний и «шабаш». На площади торговой исполняющей и должность рынка, стоят телеги с бревнами, калинкой, т. е. берестой для кровлей. Перед Петро­ вым днем (29 июня) или началом страды время сходится свободное и сельский класс — казаки стараются приобрести «деньгу» от продажи строевых принадлежностей. У важни с весами началась продажа говядины и баранины. Мясники, большей частью черкесы-поселенцы, занимаются мелкими оборотами. Церковный колокол пробил семь часов, и в гостиных рядах начинают отворяться лавки, но пока вышли только старики. Молодежь гостинодворская, составляющая большинство сидельцев, является к восьми часам. Слышен звон замков, скрип отво­ ряемых дверей. Здороваются запросто, мимоходом образуются группы. Подходят к лавкам вышедшие на базар за тем, за сем, а больше не за чем, разные личности, из тех, которые располагают свободным временем. Старики, отставные мелкие чинов­ ники и горнослужители или служаки бывшего горного батальона говорят о «пенси­ оне», передают выдающиеся факты из окружающей их жизни. Молодые «канцеляр­ ские» по дороге в Правление завертывают поболтать с гостинодворцами об общих интересах по охоте за утками и козами. Молодежь — сидельцы передают друг другу впечатления, скандалезные анекдоты из ночных похождений и т. п. У стариков беседа более практического содержания, но бывает зачастую и переливание из пустого в порожнее. Иногда у тех и других завязываются общие рассуждения, обсуждают жизнь в старинные времена, делают разборы достоинств известных лошадей с перечисле­ нием их родословных и проч. Тут же затевается обычная игра в шашки или по лавоч­ ному выражению «в пешки». Игра происходит между молодежью на ставки виног­ радом, пряниками, орехами. Кучка зрителей, расположившись вокруг играющих, усевшихся на ступеньках галереи, с живейшим интересом следит за ходом партии. С гостинодворцами часто состязаются в шашки разные любители из обывателей заво­ да. При игре рассыпаются шутки, остроты над неудачными ходами или запертой шашкой. Время идет. Покупателей — малость. При этом нельзя не заметить той особен­ ности нерчинско-заводских торгующих, что у них почти не раздается пригласитель­ ная фраза «Что закупаете?». Значит, здесь еще не дошло до того поджидания и выси­ живания покупателей, как это существует в больших городах или, пожалуй, во всех местах, где множество торговых заведений и где стараются залучить к себе покупате­ ля всевозможными способами. А здесь, особенно при игре в пешки, окончательно не обращают внимания на какую-нибудь бабу, желающую купить только платок на голову в 40 копеек. Но зато уж не попустятся хорошему покупателю, угадывая по навыку, что ему нужно чего-нибудь поважнее «шильца с мыльцом» и спешат за прилавок. Летом гостинодворцы разнообразят утро покупкою и поеданием разной ягоды от земляники и моховки до малины и черемухи. А после Пасхи несколько недель продолжается по утрам побиение яиц, приносимых вареными на продажу и состав­ ляющими собой завтрак. Побиением яиц усердно занимаются мелочники и посто­ ронние любители, препровождающие время в битье баклуш на базаре; битье совер­ шается, значит, вдвойне! Утром, когда человек бывает свеж, и день представляет еще новости, торгую­ щие не скучают. Но вот с полудня уходят обедать, некоторые обедают во 2 часу, а при хорошей торговле в праздники и всем приходится поздно обедать, иногда часа в три-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2