Сибирские огни, 2004, № 2
символикой, с лирическим пейзажем, с по этикой «стихотворения в прозе». В своих си бирских произведениях В. Короленко стре мился к тому, чтобы, по его словам, «от крыть значение личности на почве значения масок». А потому людей из народа изобра жал со всеми их слабыми и сильными сто ронами, особо подчеркивая в сибиряках сво бодолюбие, правдоискательство, творческую одаренность и мятежные порывы. Пожалуй, ярче и отчетливей всего это выразилось в рассказе «Сон Макара» (1883), с которого, собственно, и начался сибирский период в творчестве В. Короленко. «Сон Макара» положил начало новой школе писателей — «школе Короленко» — (В. Богораз-Тан, II. Якубович, В. Серошевс- кий, С. Елпатьевский и др.), увидевших не только теневые, но и светлые стороны жиз ни Сибири. Новаторские принципы В. Коро ленко оказались близкими А. Горькому и на шли дальнейшее развитие в его творчестве. Сибирские произведения В. Короленко пробуждали интерес к краю, благотворно влияли на развитие сибирской темы в рус ской литературе, активизировали рост соб ственно «сибирской литературы», которую писатель всячески поощрял. Под влиянием В. Короленко в Сибири сформировалась ре алистическая проза местных писателей. Как редактор ж. «Русское богатство», которому он отдал более 20 лет жизни, В. Короленко большое внимание уделял произведениям на сибирские темы. Сибирские произведения В. Короленко были переведены во многих зарубежных странах. Кравков Максимилиан Алексеевич — прозаик, писатель-краевед— родился в 1887г. в Рязани в семье действительного статского советника. Учился в Петербургском универ ситете, избрав специальность геолога и ми неролога. В 1908 г. стал членом партии соци- алистов-революционеров-«максималис- тов». В том же г. был арестован по обвине нию в покушении на рязанского генерал-гу бернатора, признан «виновным в хранении взрывчатых веществ» и осужден на шесть лет каторги, замененных позже тремя с полови ной годами одиночной тюрьмы с последу ющей ссылкой в Сибирь. В 1913 М. Кравков был выслан на посе ление в Тайшет, и с тех пор уже не расставал ся с Сибирью, ставшей родным для него кра ем. Занимался научной работой, собирал геологические коллекции. После Февральс кой революции 1917 г. был избран гласным Нижнеудинского уезда, членом губ. комис сии по земским делам, а потом и управляю щим Нижнеудинским уездом Иркутской губ., где проработал до декабря 1919 г. С октября 1920 г. заведовал краеведческим музеем в Иркутске. В этом же г. был арестован Иркут ским ЧК. После освобождения уехал в Омск, где заведовал отд. музеев СИБОНО. В начале 1922 г, в связи с переездом сов. учреждений из Омска в Новониколаевск, переезжает в Новониколаевск, где работает зав. городским музеем. И снова арест по обвинению в при надлежности к «максималистам», однако после подачи заявления о выходе из партии дело было прекращено. Вместе с Л. Сейфул- линой и В. Правдухиным активно участво вал в становлении ж. «Сиб. огни». С этим изданием будет у него связана и большая часть творческой жизни. Кроме музейного дела, занимался кино, принимал активное участие в работе Общества по изучению Сибири и ее производительных сил. В 1923 — 1934 гг. в составе геологоразведочных и географических экспедиций побывал в Сая нах, в Горной Шории, в низовьях Енисея. В 1933 г. очередной арест — на сей раз по об винению в принадлежности к контрреволю ционной организации генерала В.Г. Болды рева. Последний раз М. Кравков был аресто ван в мае 1937 г. как член некой «японско эсеровской террористической диверсионно шпионской организации» и приговорен к расстрелу. Писать начал рано. Занятие литературой шло параллельно с «основной» работой. Публиковался в ж. «Сиб. огни», «Сибирь», «Красная нива», «Охотник и пушник Сиби ри», «Колхозник». Первая кн. — «Что такое музей и как его устроить в деревне» (Омск, 1921). Автор кн. «Большая вода» (1928), «Дети тайги» (1929), «За сокровищами реки Тунгуски» (1931), «Год во льдах» (1933, «Зо лотая гора» (1934) и др., изданных в Новоси бирске. М. Кравков писал художественную и документальную прозу для взрослых и де тей, много занимался краеведением. Боль шую популярность приобрел он в 30-х годах прошлого века как мастер приключенческо го жанра. В. Зазубрин называл его сибирс ким Джеком Лондоном. Любимыми геро 217
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2