Сибирские огни, 2004, № 2

райского реального училища. Печатался в большевистской прессе Поволжья. Граждан­ скую войну начал насильно мобилизован­ ным в белую армию офицером (подпору­ чиком), а закончил ее красноармейским по­ литработником и журналистом (сотрудничал в газ. «Красная звезда» и «Красный стре­ лок»). Творческий диапазон В. Зазубрина об­ ширен: романы, повести, рассказы, киносце­ нарии, пьесы, переводы, публицистика... Самобытный оригинальный художник ужи­ вался в нем с блестящим оратором, пропа­ гандистом и организатором. В. Зазубрин был одним из первых гл. ред. ж. «Сиб. огни». Огромную роль сыграл он и в появлении в 1926 г. Сибирского Союза писателей. Как писатель В. Зазубрин во весь голос заявил о себе в 1921 г., когда в Иркутске, в армейской типографии Пятой Армии была напечатана книга, сразу сделавшая его зна­ менитым — роман «Два мира». О нем вы­ соко отзывались В.И. Ленин и А.В. Луначар­ ский. Написанный «со страстью, гневом и болью», он стал одной из самых впечатляю­ щих в нашей литературе страниц гражданс­ кой войны и еще при жизни автора выдер­ жал 12 изданий. В. Зазубрин был художником, наделен­ ным острым социальным зрением. Раньше многих других своих современников он су­ мел разглядеть «свет и тени великой револю­ И Иванов Всеволод Вячеславович — прозаик — родился 24 февраля 1895 г. в пос. Лебяжье Павлодарского уезда Семипалатин­ ской губ., в семье учителя. С четырнадцати лет странствовал по Сибири, Уралу, Казах­ стану, работал грузчиком, матросом, набор­ щиком, цирковым артистом. Первая кн. — «Рогульки» (Омск, 1919). Известность же получил после появления цикла повестей о сибирских партизанах («Партизаны», «Бронепоезд 14-69», «Цвет­ ные ветры», «Голубые пески»). Вс. Ива­ нов принес с собой в литературу прекрас­ ное знание жизни сибирского крестьян­ ства. С пристальным вниманием всматри­ вался он, как меняется под влиянием «цвет­ ных» революционных ветров и сам крес­ тьянин, и весь его привычный уклад. В ции», о чем свидетельствует не только ро­ ман «Два мира», но и последовавшие за ним повесть «Щепка» и рассказы «Бледная прав­ да» и «Общежитие», объединенные мыслью о несоответствии идеализированного обра­ за революции ее реальному облику и содер­ жанию. Мысль о трагическом несоответ­ ствии целей революции средствам их дости­ жения витает и в романе «Горы» (1933), где показана Сибирь накануне сплошной коллек­ тивизации. В. Зазубрин всегда стремился писать честно, правдиво, а не «в угоду тенденции». Это укрепляло его писательский авторитет, но и создавало ему большие проблемы. В результате, написанная еще в 1923 г., по­ весть «Щепка» смогла увидеть свет только в 1989 г. («Сиб. огни», 1989, № 2). А рассказ «Общежитие», опубликованный в том же 1923 г., вызвал бурный скандал, перешед­ ший в откровенную травлю писателя с пос­ ледующими «оргвыводами». В. Зазубри­ на освобождают от работы в «Сиб. огнях» и Сибирском Союзе писателей, председа­ телем которого он был избран. В. Зазубрин уезжает в Москву, где становится сотрудни­ ком организованного М. Горьким ж. «Кол­ хозник». Волна массовых репрессий не обошла и В. Зазубрина: 27 сентября 1937 г. он был приговорен к высшей мере наказания, а че­ рез день расстрелян. партизанских повестях Вс. Иванова сильно романтическое начало. В его изображении революция — буйный разлив крестьянской «вольницы», всколыхнувшей Сибирь. Пи­ сатель поэтизировал революционное поло­ водье в Сибири, символом которого у него стала могучая и прекрасная сибирская при­ рода. «Каждый из нас хотел непременно най­ ти свою манеру», — говорил Вс. Иванов о вхождении в литературу своего поколения. Характерной же особенностью его собствен­ ной манеры и стиля была многоцветность и многокрасочность, яркая образность и эмо­ циональная насыщенность. Именно таким и запомнился Вс. Иванов нескольким читатель­ ским поколениям. Умер 15 августа 1963 г. в Москве. 213

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2