Сибирские огни, 2004, № 2
И тут пришла пора поговорить о сло весном искусстве автора, его изобразитель ном, художественном мастерстве. Чего как раз, на мой взгляд, В. Снежко и не достает. Заметно снижает в целом хорошее впе чатление от его текстов прежде всего две бросающиеся в глаза вещи: публицистич ность на грани банальной газетчины и куд рявая литературщина. События в трилогии разворачиваются на фоне пожара чеченских войн и, естествен но, автор то здесь, то там размышляет как о них, так и о социальной атмосфере в стране. Но поскольку он тут далеко не первый, то возникает опасность повториться или выра зить свои мысли и настроения чужими сло вами. Что сплошь и рядом у В. Снежко и про исходит. Вот я читаю в романе «По следу оборотня»: «Как бы там ни было, но перед страной нависла реальная угроза потери целого по коления. Милиция и здравоохранение оказа лись единственной силой, призванной ре шить проблему быстро растущей, как снеж ный ком, наркомании. Однако попытки из менить ситуацию к лучшему зачастую были обречены. Отсутствие четкой государствен ной программы, недостаточность финанси рования и скудость материального обеспе чения, с учетом того, что наркотики — это серьезный бизнес с многомиллиардным оборотом, сводили к нулю работу милицио неров и медиков. На скамью подсудимых садились рядовые потребители наркотичес кого зелья, обычные пацаны и девчонки. Воротилы наркобизнеса, к сожалению, ос тавались в недосягаемости». Все правильно. Но и все мне, читателю, давно и хорошо знакомо из СМИ. Нового я ничего не узнал. Однако ведь и о старом мож но (и нужно) сказать так, чтобы оно зазвуча ло по-иному, задело за живое. Процитирован ное выше не заденет, потому что банально и элементарно повторяет газетные зады. И таких «общих», как бы искусственно приклеенных мест, в трилогии, к сожалению, немало. Как и махровой литературщины. Проявляется она у В. Снежко по-разно му. Прежде всего, в разного рода описаниях. Природы, например. «На небе давно догорал багряный за кат, а по черному бархату густо рассыпались яркие и крупные веснушки звезд...». Или вот: «Еще не раз весной березы набросят на себя яркие зеленые платья, чтобы осенью сменить их сверкающие золотом сарафаны». Красиво? Скорее аляповато. Ориги нально? Увы!.. А потому обе картины срод ни намалеванным на клеенке лебедям и ру салкам. Но, думаю, нисколько не лучше и исхо дящий соком слюнявой сюсюкающей краси вости портрет генеральской секретарши: «Дверь распахнулась, и на пороге воз никло воздушное создание в розовом пла тье с огромными синими глазами под коп ной золотистых волос... Верочка пропорха- ла к столу, неслышно опустила поднос, по стукивая каблучками миниатюрных туфелек тридцать пятого размера (обычный, кстати, женский размер, — Г.А.). Будто привиделась. Только ненавязчивый горьковатый запах цве тущего миндаля, витавший в воздухе, напо минал о ее визите». Автор довольно часто использует такой прием, как лирические отступления, где он выражает те или иные свои чувства и отно шения, но снова оказывается под властью литературщины. Подтверждением может служить хотя бы вот этот пассаж: «...Чтобы почувствовать, как прекрасна жизнь, необ ходимо походить по лезвию ножа, по краю бездонной пропасти. Чтобы сердце зашлось в груди от хлынувшего в кровь бурным гор ным ручьем адреналина (прямо-таки наход ка для пародиста! — Г.А.). Вот тогда в пол ной мере оценишь улыбки девушек на ули цах, визг автомобильных тормозов, моно тонный шелест осеннего дождя и многое другое, на что в обыденной жизни не обра щаешь внимания». Так и хочется вслед за незабвенным тургеневским героем вос кликнуть: «Друг мой, Аркадий, не говори красиво!» Литературщина несет в себе не только красивости, но и шаблонность, стереотип ность, разного рода литературные и языко вые штампы. В книгах В. Снежко мы найдем немало и того, и другого, и третьего. Так, насквозь искусственной, литера турной показалась мне вся линия с бывшей женой Ратникова Оксаной, которая в нуж ное время и в нужном месте оказалась ря дом с мужем и помогла ему бежать из че ченского плена, а потом вновь превратилась в нежно любящую супругу. И мне, читате лю, совершенно не важно, могло так быть на самом деле, или нет. Просто автор не смог убедить меня в своей версии. И потому, что использовал расхожую схему, но еще боль ше потому, что не смог облечь ее в живую художественную плоть. 210
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2