Сибирские огни, 2004, № 2

сийская милиция щеголяла в многократно штопаных, давно потерявших первоначаль­ ный цвет, штанах...»), торгует сведениями строго служебного и секретного характера, в дальнейшем умело используемых банди­ тами, а другой за определенную мзду зак­ рывает на все это глаза. Но оба-два совер­ шают такое же, как и Косихин, подлое ци­ ничное предательство, ублажая свою «бес­ принципную и волчью алчность». Преда­ тельство, которое очень быстро обретая по­ литическую окраску, превращается в изме­ ну Родине. И В. Снежко не просто констатирует сами факты оборотничества, но и пытается вскрыть его причины и мотивы, которые, оказывается, лучше всего высвечиваются на фоне методов вербовки боевиками своих будущих пособников. Это целая технология с массой изощренных приемов, учитываю­ щих и морально-нраственный облик «объек­ та», и его психологическое состояние, и раз­ личные «трещины» и «заусеницы» в его судьбе и биографии. Если Косихина попутал бес жадности и любви к халяве (бесплатное пиво, которым щедро угощала его роковая чеченская торговка Хафиза стало началом его падения), то Ведьмина подловили на ис­ пользовании служебного положения в коры­ стных целях — сбывал налево казенное об­ мундирование. Букрин, слишком любя сы­ тую бесхлопотную жизнь и деньги, не слиш­ ком обременял себя угрызениями совести, заглатывая наживку валютной взятки. И надо сказать, падение всех троих показано у В. Снежко достаточно убедительно. Впрочем, случалось, что в сети боеви­ ков попадались и люди совсем другого сор­ та. Есть в трилогии капитан милиции Олег Мартынов — честный мент, хороший опе­ ративник, мастер рукопашного боя (что и прельстило чеченцев, решивших сделать его своим инструктором). Но он совершил в нетрезвом состоянии ДТП со смертельным исходом, находился под следствием и был уволен из органов, чем и решили восполь­ зоваться чеченские эмиссары. Они инсце­ нировали попытку изнасилования девушки подвыпившими юнцами. Экс-капитан за де­ вушку заступился, а она в благодарность пригласила его в гости, напоила, уложила с собой в постель... Наутро, совершенно не помня, что происходило в квартире накану­ не, он увидел на полу ее «труп». Все было подстроено настолько искусно, что подозре­ ния падали только на Мартынова, а сам он был попросту загнан в угол. Но и оказав­ шись, в итоге, в чеченском плену, Марты­ нов не смирился, не стал, по примеру Ко­ сихина, мусульманином и не направил ору­ жие против своих. Он совершал побег за побегом и ждал своего часа. Час этот про­ бил в финале трилогии: Спасая Ратникова, Олег погибает, доказывая, что настоящим человеком можно оставаться при любых обстоятельствах. Образом капитана Мартынова В. Снеж­ ко недвусмысленно дает понять, что грани­ ца, водораздел между высоким и низким, долгом и предательством, героем и оборот­ нем — не во внешних обстоятельствах, а внутри себя. Как говорится, «ищи в себе, а не в судьбе». Но и влияние окружающей атмосферы автор тоже со счетов не сбрасывает, утверж­ дая, что «любая человеческая бойня, име­ нуемая войной, ...по известным ей одной законам из одних ваяет героев, из других ле­ пит подлецов». Как это на самом деле про­ исходит — автор и пытается разобраться в своих повествованиях. Естественно, что большое место уделе­ но им образам истинных героев, противо­ стоящих и уголовно-бандитской мрази, и «оборотням в погонах». В книге таких целая галерея. Это и милиционеры Степногорско­ го райотдела, и капитан Ратников, и механик- водитель БТР Марков, и, наконец, начальник Управления транспортной милиции, генерал Раскатов, ставший центральным героем пос­ ледней книги трилогии «Охота на генерала». Все они — «без страха и упрека» рыцари правопорядка. Обо всех В. Снежко пишет с большой теплотой и любовью. Правда, далеко не все они психологичес­ ки и особенно художественно убедительны. Большинство их скорей намечены, чем тща­ тельно прописаны. Выглядят они контурно, абрисно и в этом плане, к сожалению, менее предпочтительно, чем отрицательные пер­ сонажи. Так, к примеру, довольно сусальным и парадно-медальонным показался мне гене­ рал Раскатов. Как круглый отличник пятер­ ками, он сплошь покрыт достоинствами (лич­ ными и служебными), за которыми живой многогранный человек как-то теряется. Не особо впечатляет как полноценный художественный образ и милиционер с го­ ворящей фамилией Ратников. За редким ис­ ключением, бледноваты и остальные герои. Почему? 14 заказ № 139 209

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2