Сибирские огни, 2004, № 2

НАБОЛЬШОЙ РЕКЕ (Владимир Никифоров. Последний па­ роход. Повести, рассказы, очерки. Из­ дательский Дом «Сибирские огни». Новосибирск, 2002) Автор этой книги практически всю свою жизнь был связан с великой сибирской ре­ кой Енисеем. На его берегах он родился, вы­ рос, начинал трудовую деятельность, сюда же не раз возвращался годы спустя как уче­ ный и профессор Новосибирской государ­ ственной академии водного транспорта. Ес­ тественно, что и сквозной темой повестей, рассказов, очерков, составивших его после­ днюю книгу, стала жизнь на большой реке, а героями — жители прибрежных городков и поселков. Книга (в определенной мере итоговая, поскольку автор включил в нее произведе­ ния разных лет и жанров) называется «Пос­ ледний пароход», что, видимо, должно сим­ волизировать грустное, но неизбежное рас­ ставание с прошлым, хотя «век нынешний и век минувший» здесь тесно переплелись, и, то и дело обращает наше внимание В. Ники­ форов, очень многое в настающем так или иначе прорастает из уходящего. В книге два раздела. В одном («В тихом затоне») — проза; в другом («Из «Дневника счастливого неудачника») — очерки. Они примерно одинаковы по объему, но не рав­ новелики по своей значимости. Открывающие книгу рассказы «Про­ шедшее лето» и «Толян» можно отнести к семейно-бытовой тематике, поскольку оба они о трениях во взаимоотношениях моло­ дых супругов. И по сюжету (классический любовный треугольник), и по мысли, и по изложению они весьма незатейливы, про­ зрачны; антимещанская мораль в них ясна, как божий день. Со времени их написания прошло уже, наверное, лет тридцать, но и сегодня они вполне читаются и доказывают литературные способности автора. Повесть «Ремонт», на первый взгляд, типично производственная вещь эпохи раз­ витого соцреализма (она и написана в 1983 году), построенная по его правилам и кано­ нам. Есть здесь свои «консерваторы», кото­ рым противостоит молодой капитан-речник Королев, есть свои производственные стра­ сти. Тогда, в середине 1980-х и публиковать бы эту повесть. Дорога ведь ложка к обе­ ду... А сегодня она выглядит несколько арха­ ично, ибо ныне и производство, и обстоя­ тельства бытия уже иные. Но есть в повести и другое: противостояние характеров и ми­ ровоззрений, нравственные дуэли между героями (Королева со стармехом Шорохо- вым, например). А это всегда в цене. Есть и еще одно, тоже очень важное; прекрасное знание того, о чем рассказываешь, и умение это знание выразить в слове. Жизнь тех, кто живет и работает на большой реке, показана В. Никифоровым достаточно зримо и выпук­ ло. Потому, наверное, произведение чет­ вертьвековой давности и сегодня способно вызвать читательский интерес. Повесть в письмах и комментариях (жан­ ровое определение автора) «Родня» — вещь очень личная, семейная и гораздо ближе к очерку, нежели к художественной прозе. Она во многом, кстати, перекликается с произве­ дениями из очеркового раздела книги. Прав­ да, явно не дотягивает до художественно-пуб­ лицистической силы их звучания. Раздел «Из «Дневника счастливого не­ удачника» составляют три больших очерка — «Поселок», «До и после «Поселка» и «Последний пароход». В сущности, это три части одного документального и художе­ ственно-публицистического романа о жиз­ ни типичного енисейского поселка Подте­ сово. Автор прослеживает эволюцию его бытия с конца 1970-х годов и до наших дней. В. Никифоров показывает сложный много­ пластовый социальный срез весьма специ­ фичной (река, тайга), но и во многом типич­ ной для всей России жизни сибирской глу­ бинки, деформированный многообразными аберрациями и подвижками (экономически­ ми, социальными, моральными, нравствен­ ными) последних десятилетий двадцатого века. Писатель скрупулезно анализирует происшедшие изменения, выступая то как экономист, то как речник-производственник, то как социолог и социальный психолог. Анализируя же, пытается проявить и осмыс­ лить общую картину, возникающую в резуль­ тате «тектонической» деятельности больших и малых нынешних социальных катаклизмов. И делает все это не только как ученый, ис­ следователь, но и яркий темпераментный публицист и художник, размышляющий о времени и о себе. Не случайно очерки так явно пронизаны и окрашены личностью са­ мого автора. 206

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2