Сибирские огни, 2004, № 2
ДИАГНОЗ (Валентин Распутин. ДочьИвана, мать Ивана. «Наш современник», 2003, № 11.) В самую мучительную, самую после днюю, гибельную минуту допроса ее истер занной дочери, когда уж и голоса своего нет, Тамара Ивановна слышит, как в ней что-то отдельное наговаривает: «Ничего, ничего... Это ничего... Это к нам. Принимайте гостей... мы гостям завсегда рады... Мы ничего... Мы такие...». Как это невыносимо угадано Распути ным! Он и в нас бьется этот отдельный го лос. Вроде бы и проклясть надо обезумев ший, потерявший себя мир, где зло перешло всякие границы, а душа иронически кривит ся: да кого проклинать-то? Сами и пригото вили место новому дню, как жестокому гос тю. Не скажешь, что не ждали. Давно решет ками на окнах и железными дверями загоро дились, на добровольную тюрьму себя об рекли. Значит, видели уже, что на улицу нельзя выходить, что там зло раскинулось на полсвета — его это вотчина. Зачем же это именно ей, ее семье такое испытание? Жили честнее других, себя не роняли. Ведь и мы так же и это же закричим (Господи, не дай никому в мире пережить то, что пережили герои повести!), а только «гости-то» уж поняли, что «мы — ничего, мы такие» и нас можно убивать на улицах, никто не кинется спасать, можно унижать «поштучно и оптом». Но пока не лично тебя, можно и отвернуться, отделаться вздохом — «ничего...». Вот и я когда-то, прочитав «Печальный детектив» и «Людочку» В.П. Астафьева и на дорвавшись сердцем, всё пытался защитить ся, что художник «перетемнил мир», что Господень мир милосерднее, что писатель только «не доглядел» уравновешивающего света. Вместо того, чтобы биться вместе с художником, душу свою пустился оберегать, свет загораживать. А оно вон как оберну лось. Теперь тогдашнее зло уж будто и не зло, а только увертюра к тому, что начнется и что напишет окровавленным сердцем Рас путин. И я будто прямо себе в ответ на то давнее письмо Астафьеву о равновесии (словно Валентин Григорьевич за плечом стоял) прочитаю в повести: «Всегда казалось само собой разумеющимся, заложенным в основание человеческой жизни, что мир ус троен равновесно, и сколько в нем страда ния, столько и утешения. Сколько белого дня, столько и черной ночи. Вся жизненная до рога выстилается преодолением одного и достижением другого. Одни плачут тяжелы ми, хлынувшими из потаенных недр, слеза ми, другие забывчиво и счастливо смеются, выплескиваясь радужными волнами на не далекий берег. Да, впереди всегда маячил твердый берег, и в любом крушении всегда оставалась надежда взойти на него и спас тись. Теперь этот спасительный берег куда- то пропал, уплыл, как мираж, отодвинулся в бесконечные дали, и люди теперь живут не ожиданием спасения, а ожиданием катаст рофы. Исподволь, неслышным перетекани ем, переместились горизонты восхода и за ката солнца, и все, что подчинялось первич ному ходу тепла и света, неуклюже и расте рянно оборотилось противоположной сто роной». Словно и сам «первичный ход света» прервался. Да ведь так и есть — прервался. Вчитайтесь-ка в повесть-то. Хотя ее и один раз прочитать — много надо сил. После де сятка страниц откладываешь и мечешься — места себе не находишь. Была бы река под боком, лес, так — к реке, небу, дереву, а так кинешься к окну, а там только что описан ный мир. А каково было писателю месяц за месяцем держать в себе всю эту тоску наси лия и опустошения? Но Распутин и раньше себя, как Виктор Петрович Астафьев, мало берег, поднимая самые ранящие проблемы, которые умом не возьмешь — им всё серд це отдай: и в «Последнем сроке», и в «Про щании с Матерой», и в «Пожаре». А тут и еще больнее. Тут уж пожар-то во всю зем лю. И опять, как всегда у него, — на земных, женских, слабых, всесильных плечах. И все-таки, как ни тяжело, вслушайтесь. Теперь, когда сюжет отболел, когда Тамара Ивановна вышла на свободу крепче, чем была, и удержит себя и семью, когда и в нас перегорел ужас насилия, и можно стало не много распрямиться, теперь можно и в «пуб лицистику» вслушаться. Я не о прямой пуб лицистике говорю, хотя и ее, как часто у Рас путина в последних вещах, много. Да и как не быть, когда мы все теперь политики и пуб лицисты и, кого в герои не выбирай, хоть де ревенского из деревенских, он скоро сам за говорит на уличном политизированном язы ке. И не от наклонности к философствова нию и празднословию, как еще несколько лет 202
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2