Сибирские огни, 2004, № 2
чит. Она замыкает перекличку с классиком, определившим российские беды: с Карамзи ным. Российские беды — дураки и дороги. Поблескивающий подначками стих Бе- рязева, нанизывающего на строку «то мазут, то минтай, то ментовку», каждое мгновенье может выдать такую примету времени, от которой становится не по себе. Когда «под ступит мирозданье всей звездной мощью, как орда к стенам, меня томит невежества стра дание да тихий плач соседки по сынам...» Этот тихий плач — слышней грохота Истории. «А безумная сноха, которая из алкоголь ных дебрей ночей горняцких ринулась бе жать? — Из паутины скотства, из ничтожных, в сплошной поток сливающихся дней. КАК ты ее ловил в ноябрьской грязи и нёс версту, босую, на руках, к тому же возвращая... А беззлобный, Всегда счастливый Вася- дурачок? Ты, кажется, хотел его лечить? Но он, от зверских матов и побоев родительских — залез в петлю... А рыжий безногий, вечно пьяный дядя Коля, гармошкой веселивший всю округу? Не ты ли рассуждал про ЛТП, Дом инвали дов, помощь государства? Но он замёрз од нажды возле дома — с улыбкой...» Даже репортерской прозой переложен ные, эти факты отечественного социума спо собны привести в отчаяние. А если над этим фундаментом возвести обобщение? Или не над, а под — обрушить все это в бездну? Предел абсурда — телевидеоклип. Цве ты цивилизации. Стране грозит «китайское» расслабление: «мед по жилам и мухи на яст вах, жир на пальцах и пляс на костях». Переч ни древних народов пародируются перечня ми новейших хозяев жизни: «листригоны, жлобы, лотофаги, нимфы, гопники, гипер борейцы, демократы и полистилисты...» Как это вынести? «По горло! Я глохну от этих гремящих слезами времен. Заплата, поруха, прореха, работа, варяжий закон». Варяжий закон это, надо думать, закон силы. Все ос тальное — пьянка и бездумье, «пляска с вод кой пополам». Далее — уловите интонаци онный отсыл: «Это шпроты уплывают вслед за тостами во тьму. Жены глотки надрывают. В жерлах звуки завывают непостижные уму». Отсыл — к Леониду Мартынову. А вот и к Пушкину: «Пора, мой друг, покоя сердце про... Про что бишь я? Ах, да, про азиатов. Где стол был яств, там нынче мир ный атом, и по песку кораблики плывут». По песку высохшего моря — корабли ки, по небу — кресты с могил: «Тень за те нью — станицы крестов, перелетные клинья и стаи держат путь на Смоленск и Ростов, на погосты Твери и Валдая... Край их скрипом раздет и разъят, кличет лебедем крестная мука: не грозят, не клянут, не казнят, а сми ренно взывают к кому-то...» Сам поэт тоже смиренно взывает к кому- то: «Боже, простишь ли нам неразумение или рассеешь, как израильтян?» Продолжение темы: «Я уехал от нашего Бога, я покинул родимый барак, я не помню, чем пахнет эпо ха и почем оскверняемый прах». Финал: «То вара нет. И деньги отцвели. Нет капитала. Нет рабочей силы. И Бога нет. И даже нет России. Куда ж нам плыть? Похоже: в Сомали». Тут— высшая точка отчаяния. Или ниж няя точка отрезвления? Последний русский умер и зарыт. А кем зарыт и как все это было — Спросите у безродного дебила... Придите все! Отныне путь открыт. Ивечный горб рассыпал позвонки. Ипрочный герб распался на колосья. От праха отреклись ученики Под петушиных горл многоголосье. Идите все и на, и за Урал! Живой душой уже не залатаем. Простор, что нас воззвавши, нас попрал — Пускай Вольтер братается с Китаем. Оставив Европу брататься с Азией (в старокитайском мифологическом понима нии), душа выпадает из Пространства и Вре мени и начинает рыть землю, надеясь доко паться до «чуда Рода», найти опору в глу бинных корнях. Кстати, участие в археологи ческих раскопках — единственная внятно описанная поэтом деталь его биографии. Символический смысл — он раскапы вает тайну. У тайны обнаруживается «два лица». Одно мы уже знаем: кровь, война, ги бель. Другое — пустота. Сухой колодец. «По кров случайно приоткрывши, ничего я боль ше не узнаю, ничего я больше не увижу, толь ко пустоту да искры мрака, серый снег, что всасывает душу, только белый-белый-белый шум...» Что делать с тайнами бытия? Чего не знаете — не троньте, Не бередите сон углей, Очнутся демоны на троне, Сорвутся страны с якорей. Но поэзия на то и поэзия, чтобы бере дить душу. А демоны на троне и страны на якоре — это само собой. Лев АННИНСКИЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2