Сибирские огни, 2004, № 2
«осенние звезды сбивает крылом» — стро ка, которая нарушает начальную гармонию, вносит в нее аллегорическое, «человечес кое» начало. И сто сравнений, как «сто ме лодий», возникают в сознании читающего: от судьбы одинокой, но гордой женщины до «дикой утки» Г. Ибсена, девушки, ставшей жертвой зависти и корысти. Более емким и сильным образом-сим волом стала «одолень-трава» из одноимен ного стихотворения и цикла стихов этих же лет. Силой воображения Е. Стюарт — об разно-музыкального и риторического — озерные «кувшинки» становятся «одолень- травой». Названием, где слиты благозвуч ная фонетика (нежный перелив гласных «о — е» под аккомпанемент звонких согласных «д — л — н») с достаточно прозрачной се мантикой («одолеть» — значит не просто по бедить, а обороть что-то по большому сче ту). То же самое и в сюжете стихотворения. Эта чудодейственная трава должна помочь в трудностях не столько физических, сколько душевных: Исбережет твоюживуюдушу Заветный корень одолень-трава, носить который поэтесса велит «даже серд цу вопреки!». Иногда в стихах Е. Стюарт вдруг очень ясно скажется детское начало, как в стихот ворении «Костер». Здесь «ночь с костром играет», как «кошка с мышкой». И, как в дет ских сказках, притчах и мультиках, сильный и «громадный» — не то же самое, что по бедный, победитель, так и в этом стихотво рении побеждает тот, кто не боится, и тот, кто не один. К тебе (костру. — Е. П.) склонились дружеские лица, Ты их вместил в свой золотистый круг, — вот в чем образная, и она же риторическая, суть стихотворения и его главного образа: это тепло дружбы, согреваемой душевной щедростью, талантом, добротой поэта, пи шущего не для отвлеченной красоты, а для людей. И все-таки не менее очевидна тяга Е. Стюарт к той самой «чистой красоте», кото рая требует, по выражению И. Канта, «неза интересованного созерцания». Особенно естественна и необходима она в стихах о при роде, где строка должна быть рождена, взра щена самой природой и получать «челове ческое» звучание только если есть отзыв в душе, если затронута та самая струна, обиль ная мелодиями. Особенно явно это природ ное начало проявилось в последнем боль шом сборнике Е. Стюарт, названном «Зим ний праздник» (Новосибирск, 1980). В пер вом цикле «Из новых тетрадей» многие сти хи рассказывают о природе негромким, но звучным голосом. Так, пора перехода от зимы к весне («март уже на исходе») живо писуется, казалось бы, привычными приме тами: последние метели, сосульки, подснеж ники. Но, награждаемые автором «челове ческими» чертами, они выражают сущность весны — запоздавшей и потому энергично напористой — наиболее точно. «Усатым» поземкам противостоит здесь первый глаша тай весны — синица, и вот весна, «продрав шись» через еще заснеженный лес, уже «со гревает подснежник в озябшей ручонке». Драматургия пришествия красоты, ее обнаружения или присутствия явственна практически в любом стихотворении Е. Стю арт. Будь то «Новый лес», где «стволы засия ли, как свечи» во искупление «грехов чело вечьих» (вырубка «старого» леса), или «Гро за», где итогом «бушевания» природы стал преображенный сад, который «полыхнул, хоть весь промок Прохладным пламенем сирени». В общении с природой, в каком бы об личив и времени года она ни выступала, для поэтессы всегда есть что-то от праздника, сказки или откровения. Так, «зимний празд ник» новогодней ночи в одноименном сти хотворении для лирической героини то зас тучит бажовским «серебряным копытцем» за окном, то вспыхнет бенгальским огнем и свечами комнатного уюта. А то вдруг все эти знаки ожидания новогодних чудес обер нутся лишним напоминанием о старости, которую уже не утолить «ледяным вином» зимы или теплом и светом свечей. Новый год тогда становится грустным праздником воспоминаний и милосердия к тем, кто чу ток к поступи времен года и собственной жизни: Вдаль осторожный след идет — Звенят промерзшие копытца. Но все-таки более остро «предчувствие близких чудес» (название стихотворения) — в ожидании весны, когда все: и «скрещение веток осенних на бледной эмали небес», и распускающаяся верба, белеющая «сквозь серый туман», являются знаками уже дру- 196
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2