Сибирские огни, 2004, № 2

«осенние звезды сбивает крылом» — стро­ ка, которая нарушает начальную гармонию, вносит в нее аллегорическое, «человечес­ кое» начало. И сто сравнений, как «сто ме­ лодий», возникают в сознании читающего: от судьбы одинокой, но гордой женщины до «дикой утки» Г. Ибсена, девушки, ставшей жертвой зависти и корысти. Более емким и сильным образом-сим­ волом стала «одолень-трава» из одноимен­ ного стихотворения и цикла стихов этих же лет. Силой воображения Е. Стюарт — об­ разно-музыкального и риторического — озерные «кувшинки» становятся «одолень- травой». Названием, где слиты благозвуч­ ная фонетика (нежный перелив гласных «о — е» под аккомпанемент звонких согласных «д — л — н») с достаточно прозрачной се­ мантикой («одолеть» — значит не просто по­ бедить, а обороть что-то по большому сче­ ту). То же самое и в сюжете стихотворения. Эта чудодейственная трава должна помочь в трудностях не столько физических, сколько душевных: Исбережет твоюживуюдушу Заветный корень одолень-трава, носить который поэтесса велит «даже серд­ цу вопреки!». Иногда в стихах Е. Стюарт вдруг очень ясно скажется детское начало, как в стихот­ ворении «Костер». Здесь «ночь с костром играет», как «кошка с мышкой». И, как в дет­ ских сказках, притчах и мультиках, сильный и «громадный» — не то же самое, что по­ бедный, победитель, так и в этом стихотво­ рении побеждает тот, кто не боится, и тот, кто не один. К тебе (костру. — Е. П.) склонились дружеские лица, Ты их вместил в свой золотистый круг, — вот в чем образная, и она же риторическая, суть стихотворения и его главного образа: это тепло дружбы, согреваемой душевной щедростью, талантом, добротой поэта, пи­ шущего не для отвлеченной красоты, а для людей. И все-таки не менее очевидна тяга Е. Стюарт к той самой «чистой красоте», кото­ рая требует, по выражению И. Канта, «неза­ интересованного созерцания». Особенно естественна и необходима она в стихах о при­ роде, где строка должна быть рождена, взра­ щена самой природой и получать «челове­ ческое» звучание только если есть отзыв в душе, если затронута та самая струна, обиль­ ная мелодиями. Особенно явно это природ­ ное начало проявилось в последнем боль­ шом сборнике Е. Стюарт, названном «Зим­ ний праздник» (Новосибирск, 1980). В пер­ вом цикле «Из новых тетрадей» многие сти­ хи рассказывают о природе негромким, но звучным голосом. Так, пора перехода от зимы к весне («март уже на исходе») живо­ писуется, казалось бы, привычными приме­ тами: последние метели, сосульки, подснеж­ ники. Но, награждаемые автором «челове­ ческими» чертами, они выражают сущность весны — запоздавшей и потому энергично­ напористой — наиболее точно. «Усатым» поземкам противостоит здесь первый глаша­ тай весны — синица, и вот весна, «продрав­ шись» через еще заснеженный лес, уже «со­ гревает подснежник в озябшей ручонке». Драматургия пришествия красоты, ее обнаружения или присутствия явственна практически в любом стихотворении Е. Стю­ арт. Будь то «Новый лес», где «стволы засия­ ли, как свечи» во искупление «грехов чело­ вечьих» (вырубка «старого» леса), или «Гро­ за», где итогом «бушевания» природы стал преображенный сад, который «полыхнул, хоть весь промок Прохладным пламенем сирени». В общении с природой, в каком бы об­ личив и времени года она ни выступала, для поэтессы всегда есть что-то от праздника, сказки или откровения. Так, «зимний празд­ ник» новогодней ночи в одноименном сти­ хотворении для лирической героини то зас­ тучит бажовским «серебряным копытцем» за окном, то вспыхнет бенгальским огнем и свечами комнатного уюта. А то вдруг все эти знаки ожидания новогодних чудес обер­ нутся лишним напоминанием о старости, которую уже не утолить «ледяным вином» зимы или теплом и светом свечей. Новый год тогда становится грустным праздником воспоминаний и милосердия к тем, кто чу­ ток к поступи времен года и собственной жизни: Вдаль осторожный след идет — Звенят промерзшие копытца. Но все-таки более остро «предчувствие близких чудес» (название стихотворения) — в ожидании весны, когда все: и «скрещение веток осенних на бледной эмали небес», и распускающаяся верба, белеющая «сквозь серый туман», являются знаками уже дру- 196

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2