Сибирские огни, 2004, № 2
Ефрем ПОДБЕЛЬСКИЙ СТРУНА, ЗВУЧАЩАЯ СТИХАМИ Перечитывая Елизавету Стюарт 3 февраля 1984 года ушла из жизни, но не из поэзии, замечательная сибирская по этесса Елизавета Стюарт. Прошло всего лишь двадцать лет, но после всех перестроечных катаклизмов, кажется, что целая вечность. Теперь, когда мы только-только приходим в себя, пытаясь понять, что же произошло с литературой за эти годы, самое время вспом нить об этой большой поэтессе (кстати, сама Елизавета Константиновна, по свидетельству современников, не любила слово «поэтес са», предпочитая, чтобы ее называли про сто: «поэт»). У стихов Е. Стюарт свое, объемное зву чание. И даже не звучание — отзывчивость струны, длящей свой мелодичный звук пока пишется, читается, творится стих. В этой нео бычной для современной поэзии мелодике — звукоряд не столько музыки, сколько души, уравновешивающей слово и интонацию, мысль и чувство. В начале поэтического пути Е. Стюарт, пришедшегося на военные годы, именно созвучие голосов войны и души создавало особый строй и настрой ее «военной» по эзии. Ползли орудия ночами По потрясенной мостовой. Эта пушкинская строка — свидетель ство той чуткости слуха поэтессы, которая слышит не только в пространстве, но и во времени: потрясены войной и «перечеркну тый покой» вчерашнего мира, и город пер вых дней войны и даже Пушкин, чей Мед ный Всадник, превращается в орудия возмез дия. Одно из самых проникновенных стихот ворений Е. Стюарт военной поры также «зву ковое», и называется оно «Гитара». Идет бой, а она, «сто мелодий в сердце затаив», не молчит: На каждый выстрел каждая струна По-своему тихонько отвечала. И уже после сражения, наедине с «при тихшими бойцами», гитара звучит таким пре ображенным голосом, «на такой струне», что «не выразить словами». Вот эти «сто мелодий» затаенного до поры чувства, про рывающегося не словами уже, а образами, необычными, нежданными, но в то же вре мя единственно здесь уместными, и станет творческим кредо сибирской поэтессы. На страиваясь на лирический сюжет стихотво рения, его перипетии и извивы, мелодия об раза наполняется смыслом и плотью, и то, что кажется нам иногда не очень логичным, на самом деле есть итог жизни образа в сти хотворении, его пик, верхнее «до». Так, в стихотворении «Елка» рассказ о праздновании Нового года заканчивается, ка залось бы, не совсем традиционно: Раздетой елкой, брошенной в сугроб, Проходят будни. Можно заметить, однако, что образная суть ранних стихов Е. Стюарт тесно связана с их риторическим началом, когда тема сти хотворения воспринимается поэтом как идея, требующая доказательств — словесных и несловесных. В зрелых произведениях, осо бенно 50 — 70-х годов, тема и образ у нее сосуществуют более естественно и органич но. Но эти две стороны образа —- музыкаль ная и риторическая — сохранились как не обходимые части целого. Так же, как жизнь не может существовать без морали, женщи на без мужчины, утка без озера. Последнее сравнение взято нами из стихотворения кон ца 50-х годов, которое поначалу похоже на пейзаж — картину «ночного водоема», над которым летит «одинокая утка». Тишина, спокойствие и согласие царят в этом готовя щемся ко сну мире. Но вдруг летящая утка 195
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2