Сибирские огни, 2004, № 2
конец России». Так роман А. Проханова приобретает явные черты мифологии с антиутопичной основой. В то же время метафорический стиль, напоминающий расцветку ярких тро пических бабочек (Белосельцев их коллекци онирует), имеет не менее очевидную газет но-публицистическую основу. Эта «газет- ность», требующая твердой идеологической позиции и простых решений, вплоть до ло зунгов и кличей, придает роману актуаль ность очередной аналитической статьи, столь любезной солидным газетам. Стремление сочетать ее, «газетность», с «теорией конф ликтов» («управляемого хаоса») и заговоров, наделяет роман экзотическим оперением, который свойствен жанру «фэнтэзи» и кото рый может или развлекать или потрясать. В качестве примера, а не сравнения можно вспомнить М. Булгакова («Багровый ост ров», например, с туземной тематикой) или Ч. Айтматова. От избытка экзотики роман А. Проханова спасает Белосельцев, идущий на Голгофу (привязан к трубе на крыше дома, как Христос к кресту) ради спасения Моск вы, увы, тщетного от гексогенных взрывов, пскович и русич по своим корням. А также, как ни странно, Избранник, который, буду чи иррациональной величиной, а попросту пустым местом, становится причиной тра гедии Белосельцева, который понимает, что погубил Прокурора и других во имя ложной идеи. Как «яблочный пророк» Николай Ни колаевич, нелепо погибший под стенами Кремля (повторяя подвиг Гастелло, врезает ся туда в старых «Жигулях»), И вот от уку шенной Змеем Москвы Белосельцев то и дело возвращается — физически и духовно — в родной Псков. Именно здесь, на берегу реки Великой, где «озаренная, синеет зем ля», «ветер летает во ржи» и «кони пасутся на далеком зеленом бугре» и осталась на стоящая, а не «целлулоидная» жизнь, Русь, а не «Суахили». И он верил и знал, что «ничто не кончится, что их (с Анной — невестой, а затем женой) жизнь на земле — вечное воз рождение...». Стоит лишь увидеть осколок древней вазы или старую могилу молодой княжеской жены, чтобы ощутить эту память, эту мудрость земли, терпеливо ждущей сво их блудных, заблудших сыновей. Вновь, как и в романе С. Гандлевского, возникает эта тема сыновнего греха перед забытой ими, бывшими хлеборобами, вои нами, мастерами и удальцами матерью Ро диной. Этот новый мотив в современной прозе, отсутствующий в романах городской и забугорной тематики, проваливающихся в секс, как ночной прохожий в люк канализа ции, начинает звучать там, где писатель бли же к истории своей страны, отраженной в литературе (С. Гандлевский) или даже в ме талитературе (А. Проханов). Более иных, клюнувших на заманки авантюрно-мифоло гических и книжных страстей, эту тенденцию выразили В. Дегтев и О. Павлов. Вячеслав Дегтев — это писатель, кото рый заслужил называться писателем дей ствительно современным, без всяких экиво ков или допущений. Главное, что он не боит ся и не избегает современных тем. Напро тив, он только о них и пишет, и не просто пишет, но и живет ими, не стесняясь углова тостей, очевидных сентиментальностей и нечаянных стилизаций. Зная, что, говоря о Чечне, будет в очередной раз шевелить бо лезненную рану себе и читателю, или заде вая еще более давнюю и глубокую, деревен ско-крестьянскую, он будет вновь и вновь возвращаться к ним в коротких, как автомат ные очереди, рассказах. Собранные в одну книгу, под несуетным и набатным названи ем «Крест» (М., 2003), эти рассказы говорят о постсоветской России только правду. По тому, наверное, и пишет В. Дегтев именно рассказы: горькая, с солоноватым привку сом пота, слез и крови правда — не тот мате риал, на котором можно развести пожиже да пофасонистее. Не признает перо писате ля и его герой иллюзий, особенно если из этого делать профессию или строить на них свое благополучие. Вот и герой рассказа «Четыре жизни» Роман, студент художественной академии, тоже писал в юности «мистические карти ны», полные «эстетических химер» и монст ров. Но не купившись на похвалы столич ных профессоров, вовремя покаялся в «мер зости», сжег свои «дьявольские картинки», уехал на Валаам, а оттуда на фронт, в Сер бию, защищать Россию. Так сама жизнь, за ставляя быстро мужающего юношу освобо диться от химер сознания и духа, дарит буду щему герою четыре жизни, четыре имени: кроме своего, друга Веньки, монашеское имя (при постриге) Борис и святого Антипа Валаамского, частицу мощей которого он носил с собой в ладанке на шее и которую после его смерти нашли враги. Да, ныне русский человек вынужден быстро мужать, взрослеть и окормляться святым духом православия, чтобы не впасть в уныние и ничтожество, чтобы не предать и не потерять страну. Собственно, этот единый сюжет: преодоление вражды иноверцев — быстрое обретение духовного стержня — преображение, подвиг, победа над собой и над врагами, так или иначе воплощается в 190
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2