Сибирские огни, 2004, № 2
цах, когда Лев остается совсем один, не счи тая собаки Яшки, но и тут его занимает не смысл, а красота помысленного: «Зычно трубят боевые слоны бессмыслицы. Браво, Криворотое, красиво сказано!» Книга закончена, НРЗБ-чивость жизни, с которой соревнуется литература и кото рую побеждает разборчивость литературы, доказана. И что же остается, кроме ощуще ния блеска, вернее отблеска Набокова и се ребряного века? Разве что гимн-эпитафия «шестидесятничеству» и его «блудным сы новьям». Куда важнее и нужнее книги — не вол шебные палочки, превращающие жизнь в литературу и физиологию до состояния «НРЗБ», а книги-дубины, способные отрез вить читателя истиной, через болевой шок удара. Такой «дубиной народной войны» против отечественных интервентов, захватив ших высшую власть в стране, является ро ман Алнександра Проханова «Господин Гек соген» — позапрошлогодний номинант «На ционального бестселлера». И хотя книга эта имеет конспирологический характер, то есть рассказывает сразу о нескольких заговорах против России, позиция писателя здесь явно патриотическая, народная. Проявляется она у писателя не в призывах к революции или восстанию против коррумпированных пра вителей, а в одном только образе — герое романа, генерале госбезопасности Белосель цеве. Одном, но каком! Обладая немалым опытом разведчика в горячих точках мира, куда простиралась зона советского влияния, имея авторитет, связи, деньги, он решитель но восстает против методов и целей группы сановных заговорщиков. А они циничны и безжалостны по отношению к тем, кто ме шает продвижению нужной фигуры во власть. Так, Прокурора, копающего под Пре зидента, чтобы вместо него сел Мэр, устра няют фабрикацией скандального компрома та: «рыцарь закона», «совесть нации» зас нят на видео с девицей легкого поведения. Нужно пожертвовать еще одной «шишкой», теперь уже из военного ведомства: чтобы свалить Премьера, нужна локальная кавказ ская война, и тогда наконец пройдет ставлен ник заговорщиков — Избранник, и тут у со ставителей сверхсекретного проекта «Суахи ли» не возникает никаких сомнений. И во всем этом глубоко законспирированном кро вавом деле участвует Белосельцев в качестве того, кому все и во всем доверяют. У честно го генерала, обладающего метафорически ярким воображением, у которого острое чувство патриотизма связано с мистичес ким, почти оккультным ощущением творя щегося Зла, шаг за шагом вытесняющим Добро, возникают оправданные сомнения по поводу правоты влиятельных генералов — бывших гэбистов. При этом его чуткая оптика, его духовное зрение, обращенное к первоначалам русской национальной исто рии, государственности, все чаще фиксиру ет искажение человеческого облика у недо брожелателей России. Так, генералы-заго ворщики Гречишников, Копейко, Буравков — это всего лишь птицы: витютень (дикий голубь), филин, пеликан; в засевших во вла сти проступает сходство с «большой чер нявой белкой» (банкир и телемагнат Зарец кий), с «мятным распаренным корнепло дом» (Премьер-министр), с богомолом (Глава администрации). По мере исполне ния их замысла по умерщвлению России и ее народа («Русский народ мертв, он... быс тро убывающая сумма особей... Мы выр вали у народа его волю, язык, глаза, отсекли семенники... и теперь это народ-мерин...» — хвастается Зарецкий), в них все больше проступают иные, зловещие черты, и имя им — легион. Автор все чаще и неизбежнее перево дит повествование в апокалиптический план. Особенно любит он массовые сцены, где бесовщина углубляется общностью интере сов паразитов-пожирателей России. Так, на приеме у Мэра в честь открытия «Мост-Пре зидента» и чествования телезвезд, собрав шихся во имя новой власти, которое олицет воряется новым ТВ, тешит «зарубежный рок-певец, изображавший сатану... Он хар кал кровью, швырял в зал липкие внутрен ности растерзанной жертвы, полосовал себя цепями, вскрывал вены, бился в оргазме...». Таковы и сами собравшиеся. «Ясновидящий взор» Белосельцева видит, что тело награж денного телеаналитика «лишено сосков, пуп ка, гениталий, волосяного покрова. Это не человек, а электронный механизм фирмы «Филипс», находящийся в контакте с заоке анскими «передающими центами». Другие, обменявшие человеческую душу на блага и выгоды, наполовину рыбы, собаки, ящери цы, находящиеся еще в процессе мутации. Все это скопище нечисти в конце концов вос ходит к главному образу библейского про исхождения — Змею, грызущему яблоко, символ Москвы, о котором бормочет Бело сельцеву полупомешанный пророк Николай Николаевич. «Укушенные Змеем, с ядом в мозгах», хотят расчистить ему путь: «Чтобы Змею вокруг Кремля сомкнуться, сто шагов не хватает... Как Ленина уберут, так Змей Кремль обовьет. Хвост с головой свяжет, и 189
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2