Сибирские огни, 2004, № 2
случае не любовью, а «мощной энергети кой», да и всегда можно «собраться и уйти», когда она не предрасположена к соитию. Простой, как бомж (как же близки и сопри- родны профессии художника и бомжа), он и рассуждает просто: «Прощай! Наверное, нам действительно не надо быть вместе, ты оказалась права». Иногда думаешь, убери отсюда все постельные сцены, и роман на глазах скукожится до бальзаковской шагре невой кожи. Однако, чем далее, тем колебания тока в их сексо-энергетической связи, достигая больших амплитуд, все больше зашкалива ют, вплоть до полного опустошения. К кон цу романа измотанный самому себе непо нятной тягой к этой толсто-квадратной скан динавке, В. Яременко-Толстой убеждается в порче, наведенной то ли ею, то ли завистни- цами-подружками. Выясняется, что этот диковинный Толстой, приехавший почему- то из Австрии, когда-то жил в Сибири и знал ся с шаманами, и по подсказке матери мо жет определить стойкое воздействия на себя нечистого духа, а по-сибирски — «эрена». Рецепт же излечения таков: не спать две не дели, и последние остатки энергетики под непопулярным у автора названием «лю бовь» иссякнут. Герой с честью выдержива ет испытание и всю «желчь, горечь, болезнь и бессонные ночи», весь этот угар и перегар былой страсти он выпускает из себя «жел той тугой струей» с высоты балкона прямо на запаркованные внизу машины. Достой ное, должно быть, окончание этой бессмыс ленной книги для героя, приехавшего в Пе тербург в качестве секс-туриста. Связь с толстой финкой для толстокоже го на любовь Толстого оказалась вредной для его организма, переполненного гормонами. И вот теперь все можно начинать сначала. И для этой кишечнополостной мысли надо было писать целый роман? Элемент доку ментальности (автор не скрывает свою иден тичность герою) придает ему то ощущение живого чувства, которое раньше называли исповедальностью. Но как же все здесь ис порчено откровенными постельными сце нами, когда автор не стесняется в подробно стях, будто бы выписанных из медицинских справочников. И все это, описываемое без зазрения совести, с помощью друзей («По мни, в твоих книгах должно быть много сек са», — говорит один такой дружок), можно назвать литературой? Вряд ли эта любовь «с грязнотцой» лучше нелюбимых автором «всех этих Сорокиных, Пелевиных, Акуни ных». И тем не менее спасибо В. Яременко- Толстому за объективную оценку современ ной литературы: «Все остальное (кроме вы шеназванных. — В.Я.) — чернуха, написан ная убогим уголовным слэнгом». И даже чтимую критиками Т. Толстую ее разборчи вый однофамилец «выбросил в ближайший мусорный бачок»: «Боже мой, какое бездар ное ничтожество!». Это чутье на бездарнос ти, не боящееся иных авторитетов, вселяет надежду. И кто знает, может, природная чес тность плюс сибирский закал помогут писа телю выкарабкаться из порно-ямы. Г л а в а 3. О «БЛУДНЫХ СЫНАХ» ВРОЛИ ГЕРОЕВ Хотя даже Сергею Гандлевскому с его остроумно-блестящим романом «(НРЗБ)» избежать этой модной ныне сексомании не удалось. Впрочем, потому его роман чуть не стал победителем Букеровской премии, что свел интимные отношения молодого поэта Льва Криворотова с двумя его муза ми — Ариной Вишневецкой и Аней до ми нимума. Как у раннего Набокова до-Лоли- тиного периода. Сравнение с ныне высоко чтимым классиком, соединившем в себе ли тературный блеск серебряного века и рус ского зарубежья с авангардными поисками западной литературы, неслучайно. Ибо ро ман о литературе и литераторах, где пушкин ское вольномыслие легко переходит в гибель ное диссидентство, но, к счастью, не желает покидать рамки литературы навстречу ми фотворчеству и утопиям. Это грустный роман в пушкинско-оне гинском его понимании, о том, как любовь встретилась с литературой, чем чреваты та кие встречи и какие любовные треугольни ки из этого воспоследовали. Судьбы участ ников полуподпольного ЛИТО «Ордынка» (действие происходит в Москве в основном в 70—80-е годы) складываются в зависимос ти от того, как и в какой степени пожертво вал поэт литературой во имя любви и жизни. Главный герой, упомянутый Лев Криворо тое, щедро потратил себя на сорокадвухлет нюю Арину, главным образом, физиологи чески, но еще больше на юную Аню, лич ность глубоко иррациональную, требую щую каких-то сверхпоэтических усилий для ее разгадки. Между этими полюсами мужс кого и женского притяжений и отталкиваний (он любит ту, но его любит эта) располага ются средние величины, удачливые в жизни, такие, как друг-враг Никита или дитя «шес тидесятничества», кумир двух поколений 187
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2