Сибирские огни, 2004, № 2
о механизмах возникновения и размножения лит. лауреатства: дело это темное, кулуарное, столичное. Обратимся лучше к самим тек стам, попавшим в поле зрения той или иной премии и группы товарищей, за ней стоящих. Выбирать тексты и премии мы будем по той идеологии, которую они несут в массы и претензиям на «всероссийскость», которые делают их популярными и престижными. Это «Национальный бестселлер», «Букер», имени А. Григорьева и т.д. В то же время «(голово)ломка» или «(НРЗБ)», являясь вер хушками этих премий-айсбергов, погребли под собой массу других небезынтересных произведений, составивших так называе мый «шорт-лист» премии. Вернувшись еще раз к этим «шорт»-книгам, можем и сами, не хуже жюри, «пожюрить» и лауреатов, и критиков, одних увенчавших лаврами, а дру гих, оставивших в «шортах» забвения. Сло вом, не из забавы или праздности ради, а по большому «гамбургскому» счету предпри нимаем мы экскурс в ряды лидеров нынеш ней российской словесности. И дай Бог, что бы авансы, выданные им в виде недешевых премий, соответствовали духу и букве их произведений. Глава 1. ГЕРОЙ РОМАНА ИЛИ КОМИКСА? Что прежде всего смущает в этой вроде бы высококлассной литературе, выпестован ной в недрах андеграунда, так это ее расслаб ленность или попросту «пофигизм». Писа тель бросает остатки своего таланта и нерас траченной мудрости — житейской и умоз рительной, весь свой пыл свободного худож ника на создание романа, где нет и не будет героя. То есть он, конечно, будет (иначе это не роман, а болтовня), но при слабом харак тере у него обязательно будет сильное под сознание, а главное, смирение перед фактом существования зла, причем в самом черном его варианте. Ну а смирившись, можно под занять у этого зла цинизма, напора, денег в конце концов. Но вот когда герой достигнет финала (книги или жизни, в современном романе это не важно), то обнаруживает, что обратного пути к утерянной слабости (т.е. совести, честности, добру) уже нет, что зло завербовало его в свои ряды и что понятие «герой положительный» — жалкий нонсенс, ибо если ты действительно герой, то что мо жет быть для тебя положительным, кроме твоих желаний? Тем более если речь идет о далеко не положительном мире, который чужд уют ным индивидуальным миркам, создавае мым слабаками для своих амбиций и слабо стей. Тут на одной эстетике долго не продер жишься. И вот когда напор извне, оттуда, где признают только расчет, только выгоду, толь ко результат, становится невыносимым, тог да потенциальный герой сам обрушивает узорчатую архитектонику самообманов. Он сталкивается тогда с необходимостью бо роться сразу на два фронта: и за новое ми ропонимание, и собственно за себя, как фи зическое тело. Но поскольку он один (1), то ему, вчерашней «овце», приходится натяги вать на себя шкуру волка, которая тут же ста новится шагреневой: сжимаясь с каждым злым поступком, она губит не его тело, а душу живую. Таков идейный сюжет «(голово)ломки», романа Гарроса — Евдокимова (да, вот так вот, без инициалов и подписываются), полу чившего «Национальный бестселлер» за минувший год. В сюжете же событийном есть герой по имени Вадим Аплетаев, мел кий клерк крупного латвийского банка «Рекс», который благодаря своему приоб ретенному в юности «пофигизму» попада ет в жуткий переплет. Нечаянно-негаданно (под Новый год) шефу попадаются на глаза откровения подчиненного Аплетаева про свою персону, полные классовой ненависти и внеклассового мата. Тут-то и происходит упомянутое перерождение: заканчивается прозябание мелкого клерка и начинается жизнь супермена-киллера поневоле. Далее читателя ждет ряд кровавых убийств, назвать которые хладнокровными было бы слишком книжно. Когда Вадим убивает шефа и охран ника — случайного свидетеля убийства, это еще понятно как проявление инстинкта са мосохранения. Но когда под выстрелами его сбрендившего пистолета падают замертво подростки, шмонающие деньги у одиноких прохожих, два полицейских-«побирушки», сшибающие штрафы с пьяных и беззащит ных и еще пара каких-то политических мар гиналов, то объяснения этому нет, кроме абстрактного «сорвался с предписанного шестка» и «безбашенно прет через про странство». На самом деле это и есть тот са мый момент заимствования у зла его энер гии цинизма, после чего Вадим стремитель но теряет свое человеческое естество, чув ствуя себя игралищем неизвестных сил. Луч ше всего будет уподобить его здесь не су масшедшему (безумие — болезнь, и, следо вательно, имеет шансы на излечение), а дву мерной фигурке из компьютерных игр — 182
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2