Сибирские огни, 2004, № 2
Нет. Я на коне люблю скакать. А вечером хожу смотреть «шаманские слезки». — Какие «шаманские слезки»? — А вот, девочка показала рукой на ковыльные бугры позади домика. — Пойдемте, я покажу. Меж буграми я увидел продолговатую яму, похожую на силосную траншею или на мощный ветровой выдув в песчаной земле. Спрыгнул на дно. Оно сверкало блёстками чешуйчатого кварца или другого минерала. Я обратил внимание на боко вую^ стенку она была полосатой: слой жирной черной земли, слой серого песка, слой черной земли, слой желтого песка. Интересные напластования. Эй, золотодобытчик! — окликнул меня Безбородкин, заканчивай съемку. — Спускайся сюда, — попросил я. Хищный глазомер кинооператора сразу же схватил на дне котлована зеленую нефритовую бусину величиной с кедровый орешек. Это уже была археологическая находка. И Валерий, подобрав длинный скол плитняка, орудуя им, как ножом, начал ковырять слой черного цвета. Из него сразу же посыпались черепки древнего фи гурного кувшина. Мы изумились. Но азарт кладоискателей потушила простая мысль: а что, если это — не котлован-выдув, а раскопки археологов каких-то двадцатых или тридцатых годов? И мы можем что-то испортить по невежеству? Бережно завернув черепки в бумагу, поднялись наверх. Попрощались с хозяи ном и сообразительной девчушкой и уехали в Читу. Вскоре я полетел на сессию в Москву. Решился показать находку самому Оклад никову, знаменитому археологу и популяризатору науки. Вот так, ни больше, ни меньше — найду Окладникова и отдам... Взял в справочной номер телефона Акаде мии наук СССР. Позвонил из телефона-автомата. Как ни странно, но мне дали теле фон какого-то института, типа истории, археологии и этнографии. Ответила женщи на-референт Окладникова. Сказала, что завтра в 11 часов он будет консультировать работников Исторического музея на Красной площади. — Здравствуйте, Алексей Павлович. Я студент-заочник из Читы. Вот откопал черепки, привез вам, — так я отрапортовал при встрече. — Милый молодой человек, я столько в своей жизни накопал, что потребуется описать это лет сто. А я ведь старик с 1908 года рождения. Видя мою растерянность, академик смилостивился: — Ну-с, выкладывайте. Руки ученого оказались проворными, как у гадалки на бобах. Они моментально рассортировали черепки на три кучки. — Вот вам эволюция человеческой халтуры. В этой кучке остатки кувшина самого древнего времени. Смотрите как тщательно, как искусно и талантливо нало жен узор — ремесло еще не разделилось на изготовление для себя и изготовление для продажи на рынке. Вот средина эволюции. «Елочка» нанесена торопливо. А вот это — явно на продажу, абы как, надо скорей изготовить кувшин и продать или обменять на шкуру медведя. _ — Это имеет какую-то историческую ценность? — спросил я. — Как сказать, как сказать... — задумался академик. — Эту древнюю культуру ученые знали давно. Предполагали, что она распространена до южной оконечности Байкала. А вы нашли ее следы в агинских степях... Любопытно, может быть... Вооб ще Забайкалье — уникальная в археологическом отношении территория. Есть что копать моим молодым ученикам. Кстати, вот адресок в Иркутске — отошлите свою находку туда, пусть разбираются. А вам спасибо, — академик царственно подал мне руку, ставшую увесистой, как у полководца большой науки. — Кланяйтесь батюшке Байкалу. Я отослал черепки в Иркутск и забыл эту историю. Но окрестности озера Но- жий до сих пор волнуют своей таинственностью, провалами синего горизонта, маг нитным покачиванием в голове, внеземной легкостью дыхания и биения сердца. Столько загадочных историй произошло со мной вокруг озера, столько стихов мгно венно написалось там. Буду жив-здоров — напишу. А все началось с «шаманских слезок». 179 МИХАИЛ ВИШНЯКОВ ЛИКИ ЗАБАЙКАЛЬЯ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2