Сибирские огни, 2004, № 2
К счастью, легенда о «темных» староверах начинает рушиться. Низкий поклон за это новосибирским ученым из отделения Российской Академии Наук. Они орга низовали несколько экспедиций по поиску древнейших книг в разные уголки Сиби ри, в том числе и Забайкалье. Конечно, не все им раскрылось. Какой старовер, хранитель мудрости и тайны славянства, так запросто раскроет сундук, точнее, ла рец, перед бородатым кандидатом наук с оравой впалогрудых, развязных, покрасив ших волосы мочой козла, аспиранток? Сия тайна и передо мной, старовером из уклада часовенных христиан, лишь приоткрылась. Во-первых, женился не на староверке, во-вторых, курю, в-третьих, якшаюсь со всякой поганью... А соль должна быть соленой, КНИГА должна быть чистой! И все-таки кое-что знаю. Кое-что могу и обнародовать. В апреле 1986 года (за два года до 1000-летия крещения Руси) я держал минут пять в руках Евангелие на греческом языке с вклеенными пустыми страницами в конце, где помещались ко ричневыми чернилами рукописные молитвы в честь властвующих князей Руси, в хронологическом порядке — Владимира, Крестителя, Владимира Красное Солныш ко (?— 1015), Ярослава Мудрого, Иоанна Грозного. Где эта книга сейчас?! Знаю, что на территории Бурятии, в треугольнике Гусиное озеро — Тарбага- тай — Десятниково, Мухор-Шибирь (первейшие поселенья «семейских» в Забай калье) хранится то, что табакурам даже показывать запрещено. Предполагаю: а вдруг это — «Голубиная книга» или «Складень родов», на которую намекал в своей энциклопедии-каталоге греко-славяно-русских книг сам Трехлютов? А мо жет, «Острожская» Библия? А ходившая в 1952—53 годах в моей деревеньке Су- хайтуй книга на синеватой, явно рукодельной бумаге, молитвословная книга (на писана с титлами явно XVII века и не пером гусиным, а «писчими палочками» или «писчими стеблями» с буквами кириллицы). Назову фамилии людей, чьи праде ды-деды читали эту книгу: Рыжаковы, Вишняковы, Калашниковы, Травкины, Чис тяковы, Михайловы, Ивлевы, Думновы, Олейниковы, Мальцевы... А «Книга обличе ний», «Книга толкований», «Книга тварей власти», «Книга прощений» — эта квадри га постижения мира земного? Кое-что хранится и у меня... и у моего двоюродного брата Валерия Иванова, коллекционера из Минусинска. В каждой настоящей староверческой семье один из сыновей в обязательном порядке обучался у уставщика «древлему» благочестию и старопечатной грамо те. Этого, глубоко христианского, божественного знания всегда боялась антихрис- тская власть и ее сынки, а теперь уже и внуки, сочиняющие легенды о «темных» староверах, монтирующие телеролики об «изуверстве» алтайских и забайкальских старцев, о «черной» сотне монахов, а их ведь создал Сергий Радонежский для Кули ковской битвы. Светлая юность Забайкалья, ищите эти книги, это ларец священного знания. Слепые, тянитесь к свету в сатанинской тьме лже-учений, которыми затмева ют ваш разум! БОРОВ ВАСЬКА И ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ХЛЫНОВСКИЙ Летом 1903 года в Чите объявился белый боров Васька. Он бродил, прибиваясь к чужим свиньям на участках улиц Якутской (ныне Николая Островского), Баргузин- ской и Селенгинской. К августу присоседился у двора известнейших читинских зо- лотпромышленников и меценатов братьев Алексея и Константина Шумовых. При казчики прогоняли борова до самой Читинки, но он упрямо возвращался к шумов- скому подворью на Уссурийской улице, где братья жили в отцовском особняке. Не выдержал старик-отец, бывший в то время церковным старостой Михайло- Архангельского собора и председателем общества приказчиков. Он и приказал разместить в газете «Забайкалье» от 15 августа 1903 года злополучное объявле ние: «Читинский мещанин Степан Алексеевич Шумов заявляет городской поли ции, что к его стаду свиней на улице Уссурийской приблудился большой белый боров 1,5 лет». Читинские весельчаки из военных чинов, осмотрев Ваську, заметили на белом боку косой шрам, загнали бродягу в угол и каленым жигалом перекрестили шрам МИХАИЛ ВИШНЯКОВ ЛИКИ ЗАБАЙКАЛЬЯ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2