Сибирские огни, 2004, № 2
2 а І I к « к е; 0 § 3 к 0 к 2 170 брызгаясь о крышу дома Чистяковых, влетел в нашу избу. И заиграли, засверкали оклады медно-бронзового иконостаса, начищенного золой до праздничного блеска и сияния, а лик Богородицы с младенцем, подмоложенный маслом, кротко и ласко во, грустно и обнадеживающе смотрит тебе в глаза. И стоишь, как зачарованный сын земли и неба, играющего солнца и гулкой весенней рани. И воскресает душа от красоты: — Христос воскрес, отец! Христос воскрес, мама! Христос воскрес, бабушка! УМНЫЙ КОНДОХОЙ И МУДРЫЙ БОНДОРОЙ Состязательность любят все народы. Однако забайкальские буряты в ходе своей кочевой и оседлой цивилизации выработали весьма причудливый характер соперни чества — героический и шутливый, богатырский и скрытно-иронический. При этом степная книга рекордов Бадмы Гиннессэ ещё не записана, но она хранится в памяти, перевитая тиснёным ремешком легенды и народной притчи. Старики рассказывают: дело было при государе императоре Александре Вто ром. Приехал из Петербурга в Ононскую степь молодой человек из рода князцов Очировых — умный и учёный Кондохой. Как водится, старик-отец устроил неболь шое празднество: сына показать, о себе добрые слова услышать. Пригласил и вечно го соперника, мудрого лекаря-эмшена Буду Бодороя. В местечке Обог-тобог поставили юрты, расстелили войлоки и ковры, семь кот лов мяса сварили. Лето сочной травы пестрело стадами, табунами и отарами. Стар шие выпили по чашке кумыса, выкурили первую трубку. Сказали добрые слова о Кондохое: ученым человеком стал, книжки читает, с образованными немцами-лека- рями общается. Может показать, как быка-пороза одной рукой на землю бросить. Привели на четырех арканах внатяжку могучего быка. Тот рыл передними ко пытами землю — клочья дёрна летели вокруг. Кондохой, подоткнув за пояс полы халата, ловко подбежал к быку, надавил левой рукой на шейную жилу, а правой сделал подсечку за переднюю ногу — бычище, как овечка, плюхнулся на траву. — О! О! О! — послышались крики одобрения и уважения. Но подскочил с ковра эмшен Бондорой, приставил к ноздрям животного ладонь, сдул с неё белый порошок. Бык поднялся, взбрыкнул задом, грозно мыкнул — ко выль зашелестел! — и ускакал к стаду. — О-о! О-о! О-о! — поразились сородичи и гости. Выпили по второй чаше кумыса. Вторую трубку выкурили. Умный Кондохой попросил сыграть на хууре величальную мелодию. Зазвенели струны, запел Кон дохой — приятный и сильный голос огласил родную землю с нарядными облаками и солнцем, с цветущими саранками вокруг, с дразняще-сизой дымкой за древним Ононом. Замечательно пел Кондохой, развил музыкальный слух и голос в Петер бурге. Но встал с ковра эмшен Бондорой, налил в тонкую пиалу кумыса, добавил не сколько капель из своего флакончика, точеного из яшмы, и поднёс бедной батрачке, кочевавшей по богатым родственникам в качестве летней прислуги, неразговорчи вой Янжиме. Потом что-то шепнул ей и махнул музыканту рукой. Тот заиграл мелодию люб ви. И вечно молчащая, почти немая Янжима запела — ласковый ветер качнул степ ные колокольчики, ярче блеснули завитки саранок, бабушка Очирова омыла лицо ладонями воспоминания. — Оогшоохэ ! — Оогшоохэ ! Ещё выпили кумыса, трубки выкурили. — Однако, скоро большой русский начальник приедет,— сказал мудрый Бондо рой. — А— эх, откуда знаешь?— встрепенулся умный Кондохой. — Знаю, — кивнул головой Бондорой. Кондохой хотел поспорить, но, вспомнив ожившего быка, смолчал. И действительно, вскоре зазвенели колокольчики под дугой, и на лёгкой рессор ной бричке в окружении почётного конвоя из казаков на двух белых лошадях заехал на праздник атаман Забайкальского казачьего войска. Старики поднялись встречать высокого гостя. А умный Кондохой шепнул мудрому Бондорою:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2