Сибирские огни, 2004, № 2

писью. Вероятно, молодость, проведенная в Персии, оставила неизгладимый след в душе сочные арбузы, яблоки и груши, гроздья винограда вокруг персидского кувшина остатки этой живописной роскоши еще и сейчас проступают на потолке его дома по улице Декабристов (бывшей Охотской). Второй раз сбежал от большевиков после 1922 года и объявился в Харбине, где его прекрасно знали и почитали: Генрих Генрихович преподавал художества, кон­ сультировал строителей, изредка и сам брался за роспись. А «турецкоподданный» г-н Машед оказался родом из Персии, он откупился от полиции и исчез. Харбин — это гнездо мировых разведок и тайных операций 30-х годов позволяет человеку неожиданно появиться и раствориться в мутном потоке Сунгари... Сергей Есенин в своих «Персидских мотивах» писал: ВХоросане есть такие двери, где обыпан розами порог. Именно эти строки пришли мне на память, когда разглядывал на потолке особ­ нячка Фукса Энгеля краски «персидских мотивов» незаурядного художника, кото­ рого забыли и Тегеран, и Иркутск, и Порт-Артур, и Чита. История беспощадна к мастерам. ШЕЛ КАЗАК ПО АРГУНИ РОДНОЙ 1968-й год. С друзьями-пограничниками едем вдоль Аргуни. Что-то уже слу­ чилось в советско-китайских отношениях — граница срочно укрепляется. Солдаты долбят ломами песок, вкапывают столбы, натягивают в несколько рядов колючую проволоку. Создаются заставы. Мощные тракторы вспахивают контрольно-следо­ вую полосу. В степных низинах техника рычит и вязнет, ее буксируют военными тягачами. Зеленоковыльная, цветущая степь Азии здесь впервые рассечена плугом — слышно как трещат и рвутся корни трав и диковинных соцветий. Жирная, черно­ вороная полоса земли блестит на солнце и режет глаза. Я пишу: В низинах, заросших травами, Отлилась в пули роса. И вьется повязкой траурной Контрольная полоса. В обед нас встречают. На коренном берегу Аргуни дымит костер. Готово мед­ но-бронзовое ведро ухи. Распечатаны две пузатые бутылки коньячной «Плиски». Пьем за тишину на границе, становящуюся тревожной и тяжелой тишиной... Начинается спор о самой-самой рыбной старице. Собственно СССР здесь, под ногами. Собственно КНР там, на синеющей гряде холмов. Меж ними широко ходит Аргунь, образуя каждое столетие бесчисленные протоки, старицы, озера, острова и рукава. В этих камышово-тальниковых дебрях с тучами комаров хозяин — серый аргунский волк да знаменитые караси, широкие, как лопата. Да секреты и засады советской и китайской разведок ... — А вот поплывем! Вот поставим сети! Вот докажу, что в Сивой старице кара- сищщи шириной с корыто. Во! — местный рыбак окончательно налег на лейтенанта. Тот крутит головой, краснеет, как мальчишка, хлопает полстакана «Плиски». — Поплыли! Надули резиновую лодку. Мало — надули вторую. Взяли три карабина с боеза­ пасом, ножи, ракетницу и махнули на ту сторону. Нашли еле приметную тропу ки­ тайских хунхузов и спиртоносов и — русских браконьеров. Надутые лодки несли ребром. Бросим на воду — переплывем. Одна, вторая, третья болотина. Одно-вто­ рое-третье озерцо. — Стоп, — тихо скомандовал лейтенант Володя. Два солдатика-крепыша с карабинами и рыбак с сетью исчезают в камышах. Поставили сеть, вернулись. Я вынимаю заначку. В сырой гнили, мокроте и зуде кома­ ров водка идет, как мед. 1 ^5 МИХАИЛ ВИШНЯКОВ ЛИКИ ЗАБАЙКАЛЬЯ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2