Сибирские огни, 2004, № 2

ОЧЕРК И ПУБЛИЦИСТИКА Михаил ВИШНЯКОВ ЛИКИ ЗАБАЙКАЛЬЯ ПЕРСИДСКИЕ МОТИВЫ ВЧИТЕ В эмигрантской печати Харбина тридцатых годов промелькнуло сообщение о неудавшемся покушении на русского художника Генриха Энгеля. Стрелял из писто­ лета, но промахнулся некто «турецкоподданный» г-н Машед..... Генрих Генрихович Энгель — тайна в тайне, как матрешка в матрешке художе­ ственной жизни России первой трети XX века. Судите сами: канцелярия персидского шаха из династии Каджаров обратилась к правительству России оказать помощь в лепной и живописной отделке нового шахского дворца. Это накануне-то грозной иранской революции, войны России с Японией и русской революции 1905 года? И кого же послало петербургское правительство в Тегеран? Не академика, не прославленного мастера, а выпускника художественно-промышленного училища из Баку, двадцатилетнего Генриха Энгеля в придачу к сорока таким же мастерам. Конечно, Энгеля рекомендовали высокие покровители, вероятно, из МИДа или еще выше. Персия, страна древнейшей культуры с ее Ширазом, родиной поэтов Саади и Хафиза, центром миниатюры и ковроделия; с Тебризом, где художества славились изысканностью ритмов, звучностью цвета, жизненной сочностью образов, с архи­ тектурными красотами Хоросана... И, тем не менее, русский художник с немецкой фамилией Энгель вернулся через два года из Персии, осыпанный милостями и наградами. Сам персидский мо­ нарх официально выразил благодарность и восхищение МИДу России за прекрас­ ную отделку дворца, за царственное великолепие и утонченный вкус дипломатичес­ ких залов и личных покоев В России на прославившегося художника «положил глаз» и сманил в Сибирь разбогатевший к тому времени купец Второв. В Иркутске надо было расписать толь­ ко что построенный пассаж. Потом оказалось, надо расписать и дворец наместника Государя Императора на Дальнем Востоке Е.И.Алексеева. Из Порт-Артура Генриха Энгеля выгнала начавшаяся война. Почему он не задержался в Харбине, не проследовал в Иркутск или купеческий Омск, а задержался в Чите? Может быть, прельстился Генрих Генрихович затевав­ шимся строительством купеческих особняков Полутова, Игнатьева, Хлыновского, Второва? В Чите Энгель открыл свою мастерскую, брался за живопись и чеканку, лепни­ ну и роспись по ткани, портреты на стекле и фарфоре. Работал сам и обучал моло­ дежь, взбадривал провинциальную Читу энергией, фантазией, художественным ав­ торитетом высокого профессионального уровня. Жестоко высмеивал купцов за их тягу к аляповатости, балаганщине и скупость на прекрасное. Сбежал от большевиков в 1918 году, но неожиданно вернулся во времена атама­ на Семенова. В 1921 году купил изящный особнячок у читинского домовладельца Давида Хевелевича Фукса. Внутреннее убранство изменил не перестройкой, а рос-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2