Сибирские огни, 2001, № 1

АНАТОЛИЙ КИРИЛИН ШШѢ ЧЕРЕЗ ИГРОКА — и нет нечистого. А от этого как избавиться? И тут Найденову приходит в голову, что его попросту надо разыскать. Встретиться, поговорить, вдруг окажется, что его преследует память о Верясове, дух, домысел, а самому Верясову нет никакого дела до бывшего коллеги, забыл он его давно, выкинул из головы... Где он сейчас может быть? Помнится, при последней встрече говорил, что собирает ансамбль русских народных инструментов, певцов-фольклористов и отправляется по городам и селам с культурно-просветительской миссией. Народную культуру — в народ. Найденов не уверен, будто говорилось именно так, но наверняка что-то в этом роде. — Олух, не дал поболтать. — улыбнулся он Тимофею на этикетке и поднялся со своего места. Улицы пусты, лишь мелкая живность роется под заборами. Найденов медленно бредет по деревне и пытается поймать мысль, которая зацепила его недавно, спрята­ лась тут же за другие, но в покое не оставляет... Ага, вот оно! Два года! Удивительно, что ни придет ему на память в последнее время — тому два года. Что-то там, в этом недалеком прошлом, произошло, отчего все у него начало валиться. А потом точно яма образовалась, пустота. Что же тогда произошло, что? — Здравствуйте! Найденов от неожиданности вздрогнул. Так углубился в себя, что не заметил идущую навстречу женщину. Из-под низко опущенного на лоб платка лучились свет­ ло-серые глаза. Ясные, молодые, они противоречили возрасту ее — за пятьдесят. Найденова тронуло это приветствие, захотелось что-нибудь сказать женщине. — У вас здесь дома продаются? -— нашелся он. — Бывает, — женщина сопроводила ответ кивком и направила ладонь в сторону реки. — Там продается, могу проводить. — Да нет, я ... А сколько просят? Она назвала цену, удивившую Найденова своей незначительностью. — Сейчас дома дачники покупают, — отгадала она его удивление, — а от нас до города далеко. Ближе есть, и не хуже. — А магазин у вас не работает? — Почему? Как раз оттуда, хлеба купила. Хлеб продаст — закроет. Из магазина он отправился по дороге в сторону, откуда приехал. Еще на подъезде к деревне приметил большую поляну со свежим сеном в стогах. Вечерело, надо ду­ мать о ночлеге. Обратный автобус будет только завтра, так сказала продавщица. Он устроил себе ночлег в ближнем к лесу стожке, лежал, прислушиваясь к мы­ шиной возне, и думал о Юре, которому всего хватало от тайги, от гор. Еіо вот же замысел! Тайга дала ему жизнь, спасла от болезни, она же и лишила жизни. Или не так? Сам он, возгордившись, преступил границы посильного, решил оспорить зва­ ние хозяина тайги... Жестокое наказание за гордыню!.. Поводырь! — вспомнилось, как определил роль Юры Верясов. Да, он был поводырем у Найденова, это надо признать. Но почему? Как случилось, что он, боксер наступательного стиля, выиг­ рывавший почти все поединки нокаутом, ушел в глухую защиту и стоит, прижавшись к канатам? И молчит судья, который давно уже должен был сделать замечание за пассивное ведение боя... Где же смысл? Стяжание духа святого! — так определил задачу молодой человек, прошедший путь от получившего известность режиссера до алтарщика, церковного служки. Мало сказать, Найденова волнуют эти слова, тело вытягивает, рвет суставы, будто небо и земля не могут поделить его между собой, жжет нестерпимым огнем. Но огонь этот не познан. Ужель познание лишь в храме? Нет, там успокоение, а истина стен не знает. Священники, вполне возмож­ но, просто наиболее впечатлительная часть населения. Они заглянули поглубже в свое червивое нутро и ужаснулись. Им ничего не осталось, кроме как идти слу­ жить, играть великий театр, вовлекая людей, чтобы не было так страшно. Запове­ ди... Никто не знает, что сказал, как наставил земную паству Господь на самом деле. Ибо не мог Дух оставить после себя предмет — в виде книги или хотя бы страницы... Слово изреченное есть ложь и— вначале было Слово. От слов, от людей 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2