Сибирские огни, 2001, № 1
оказывается, подростки не читают, в библио теках его не спрашивают, в киосках не поку пают. Он совершенно литературоцентричен, тогда как в жизни поколения NEXT словес ность занимает довольно скромное место. И уж, во всяком случае, читают тинейджеры не ту литературу, какая в нем печатается. А печатается вот что. Во втором номе ре шесть первых страниц отдано питомцам детской студии «Свеча» при юргинском дет ском доме — необходимому, как раньше говорили, «паровозу», дабы чиновники де партамента культуры и образования видели, что деньги идут по назначению. Из четырех других подборок стихов стоит упомянуть разве что находящиеся почти за гранью вку са опусы Андрея Пятака — это хоть живо и темпераментно, несмотря на чудовищную вульгарность и россыпи ненужных кавычек в каждом стихотворении. Сказки Веры Лавриной так искусно стилизованы под фольклор, что присут ствие автора просвечивает лишь в нраво учительности. Хорош без скидок только физиологи ческий очерк Юрия Солодова «Вокзал», пе чатавшийся, правда, уже в «Литературной газете», где показывается жизнь московско го вокзала со всеми его бомжами, продав цами, пассажирами, ментами. Традиционна рубрика «Поэты Притом- ской долины» со стихами Игоря Киселева. Смущает, правда, слово «русский» перед именем хорошего поэта — а что, остальные авторы номера недостойны этого титула? Тот же А. Мызников из Калуги, он какой поэт? Или звание «русский» присваивается за осо бые заслуги? В третьем номере примерно то же са мое. Начинается он с подборки юной Ани Дроновой, в чьих стихах сильнейшее влия ние Цветаевой не дает расслышать ее самое, — вплоть до «фирменных» цветаевских тире: П ять п альц ев, и все — слабы е, П ять п альц ев, и все — сжаты е. И слезы на них — капаю т, И звезды на них — надают. Подборке предпослано велеречивое вступление о Духе и о Боге основателя и на ставника журнала (именно так он сейчас поименован официально в выходных дан ных) Александра Ибрагимова: «Явление Духа — поэзия Анны Дроновой... Дух все побеждающий торжествует, служа Богу!» Право слово, мне не хочется выглядеть су щим монстром, но частота употребления слова Бог в стихах Ани — не показатель их гениальности. Пока видна только очень хо рошая шестнадцатилетняя девочка, которой можно запросто вскружить голову неуме ренными похвалами. В остальной части журнала интересней всего подборки стихов Дмитрия Мурзина и миниатюры Евгения Казакова под общим названием «Все дороги твоего тела ведут к моим губам». Есть еще рассказ Андрея Ко ролева, публикация к годовщине смерти Александра Башлачева, стихи опять же «рус ского» поэта Леонида Гержидовича. Журнал плюс ко всему всерьез озаботился бездухов ностью и безрелигиозностыо молодежи — отныне в нем будет рубрика «Во что я ве рую», где люди, пришедшие к Церкви, рас сказывают о своем пути. Вообще же, перебирая публикации пре жних номеров, убеждаешься, что в памяти остались имена и без того хорошо знакомые — журнал они украсили, но не спасли. Зато стало видно отсутствие отчетливой концеп ции журнала. Что же во всем этом плохого, спросят меня. Я объясняю в двух словах. За пять лет вокруг журнала образовалась гус тая поросль молодых литераторов, искрен не убежденных, что они уже создают нетлен ные шедевры. Растолковать, что отношение к настоящей литературе большая часть на печатанного имеет опосредованное, очень трудно. «После 12» — это такая площадка молодняка, теплица для юных литераторов, могущих существовать лишь при комнатной температуре искусственного климата, это журнал для удовлетворения литературных амбиций молодых авторов и тщеславия взрослых наставников. Дорогой, нечитаемый практически никем, кроме узкого круга уча стников и их друзей, журнал, в котором нет молодежной публицистики, настоящей мо лодежной культуры, молодежного языка. В котором нет ощущения времени, жизни... Если это издание чисто литературное — полиграфические красоты неуместны. Если современное молодежное — неуместно много якобы литературы — сказочных сур рогатов, эрзац-поэзии, фиктивной прозы. Не определен даже возраст потенциального чи тателя — можно вообразить, что он адресо ван всем в диапазоне от шести до шестиде сятилет... На круглом столе (в котором участво вали и говорили о том же такие известные в Кемерове педагоги как Сергей Лавлинский и Андрей Мазур) прозвучал совет издавать его на ротапринте тиражом в пять раз мень шим, но ответ был в том духе, что на деше вое издание денег вообще не найти. Так уж повелось — чем роскошней и бесполезней затея, тем легче под нее выбить «бабки»... Зато такой журнал очень удобно и престиж но дарить на презентациях, им хорошо гор диться — с одной стороны здесь воспита ние духовности, с другой — расцвет лите ратуры и искусства. Короче, шампунь и кон диционер под одной обложкой. Очень глян цевой. Кондратий АРЗАМАСЦЕВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2