Сибирские огни, 2001, № 1

И что-то сладко сердце мне сжимало, Порой волш ебным делало ж итье. И над скупой землей меня вздым ало, Хоть я все врем я ош уш ал ее. Жизнь лирического героя протекает в гармонии с природой — поэт ее знает и лю­ бит. Порой вырывается образцовая по сво­ боде выдоха строка — «Ну и день на про­ стой олегчалой земле!..» Лучшие стихи В. Баянова — о природе и о любви. Одно у него неотделимо от другого, даже девичьи губы, и те пропахли насквозь тайгой. Недюжинно­ му любовному темпераменту можно поза­ видовать, хотя кажется, что поэт часто со­ знательно сдерживает себя, не давая волю чувству. Когда же он вольно или невольно ослабляет узду самоконтроля, вырываются такие сполохи: Л уна нригасла, тополь содрогнулся, Когда впервы е я, молокосос, О днажды летним вечером коснулся Ее м етельно вьющ ихся волос. У Виктора Баянова нет в стихах примет и отпечатков нашего кузбасского индустри­ ального урбанизма, всю жизнь проработав на железной дороге машинистом, он остал­ ся чужд соблазнам цивилизации. Так пове­ лось, что у поэтов традиционно-почвенни­ ческого направления почти нет прямых от­ сылок к предшественникам. Может, поэто­ му стихи В. Баянова, в которых аукнулась его трудовая биография, никак не отягощены литературной памятью о русской «железно­ дорожной» поэзии — вспомнить хоть Некра­ сова, хоть Блока... Но вот какой свежий об­ раз задолго до Саши Соколова — «Железно­ дорожная ветка в цвету...» А в последнем стихотворении книги «Кемерово — Моск­ ва» появляется бескрайний русский про­ стор, видимый из окна поезда, но суть-то в том, что поэт едет уже пассажиром, хотя профессионально и подмечает: «Встречных нет грузовых поездов, а обгонных тем более нету». Наверно, из кабины машиниста со­ всем другой обзор, непоэтический. В качестве разве что курьеза можно упомянуть венок сонетов, давший название книге. Попытка сплести его из полевых цве­ тов, вовсе не знающих культурного слоя, выг­ лядит достаточно наивно. Есть в книге и вещи, которые несут на себе слишком явный от­ печаток времени, вроде антивоенной «Тре­ воги», с зелеными хищными щупальцами Запада, протянутыми к русской земле и рус­ скому знамени. Показательно, что поэт не посчитал нужным отрекаться от этого слишком публицистического стихотворе­ ния, созданного, можно не сомневаться, из самых искренних побуждений долга. Но большая и лучшая часть написана все же не по велению разума, а по зову души, если не по наитию. Что лишний раз красноречи­ во подтверждает это вот замечательное сти­ хотворение с неповторимой пронзительной интонацией: ...Ободком оброненного перстни Месяц чуть поблескивал в воде. И бродила редколесьем песня — Я такой не слы хивал нигде. «На пригорке травы порыж ели. Схолодела в реченьке вода. Неужели, м илы й, неужели Не вернеш ься больш е никогда?» Сергей САМОЙЛЕНКО ТЕПЛИ ЦАДЛЯ ЮНЫХ МЭТРОВ («После 12», 2000, №№ 2,3) Приятно в руках держать этот журнал — глянцевая бумага, хорошая полиграфия, многоцветная обложка, вполне остроумная верстка с обилием рисунков и фотографий. Еще приятнее, наверное, его издавать — ведь получается так красиво! Не найдете, руча­ юсь, ни одного литературного журнала по­ близости и поодаль, сравнимого по качеству исполнения — все они выходят на скверной бумаге и печатаются иногда попросту на ризографе, хотя названия их недавно еще зву­ чали ох как громко... Причина такой неземной красоты про­ ста: «После 12» — не просто журнал, в кото­ ром печатают прозу с поэзией да размыш­ ления с рисунками, а журнал молодежный. Чудовищная разница, согласитесь. Ну кто же добровольно даст деньги на издание дорого­ го журнала взрослых писателей? А вот де­ тям — пожалуйста, дети наше будущее. И действительно — дают. В результате получается красивая, но бесполезная игрушка. Несколько месяцев назад, на обсуждении «После 12», в котором участвовали педагоги, библиотекари, писа­ тели и просто заинтересованные читатели, было высказано достаточно много жестких и нелицеприятных слов об этом издании. Основной упрек — задуманный как зерка­ ло, правдиво отражающее жизнь современ­ ного подрастающего поколения, он имеет о ней весьма смутное представление. Журнал, 220

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2