Сибирские огни, 2001, № 1
И что-то сладко сердце мне сжимало, Порой волш ебным делало ж итье. И над скупой землей меня вздым ало, Хоть я все врем я ош уш ал ее. Жизнь лирического героя протекает в гармонии с природой — поэт ее знает и лю бит. Порой вырывается образцовая по сво боде выдоха строка — «Ну и день на про стой олегчалой земле!..» Лучшие стихи В. Баянова — о природе и о любви. Одно у него неотделимо от другого, даже девичьи губы, и те пропахли насквозь тайгой. Недюжинно му любовному темпераменту можно поза видовать, хотя кажется, что поэт часто со знательно сдерживает себя, не давая волю чувству. Когда же он вольно или невольно ослабляет узду самоконтроля, вырываются такие сполохи: Л уна нригасла, тополь содрогнулся, Когда впервы е я, молокосос, О днажды летним вечером коснулся Ее м етельно вьющ ихся волос. У Виктора Баянова нет в стихах примет и отпечатков нашего кузбасского индустри ального урбанизма, всю жизнь проработав на железной дороге машинистом, он остал ся чужд соблазнам цивилизации. Так пове лось, что у поэтов традиционно-почвенни ческого направления почти нет прямых от сылок к предшественникам. Может, поэто му стихи В. Баянова, в которых аукнулась его трудовая биография, никак не отягощены литературной памятью о русской «железно дорожной» поэзии — вспомнить хоть Некра сова, хоть Блока... Но вот какой свежий об раз задолго до Саши Соколова — «Железно дорожная ветка в цвету...» А в последнем стихотворении книги «Кемерово — Моск ва» появляется бескрайний русский про стор, видимый из окна поезда, но суть-то в том, что поэт едет уже пассажиром, хотя профессионально и подмечает: «Встречных нет грузовых поездов, а обгонных тем более нету». Наверно, из кабины машиниста со всем другой обзор, непоэтический. В качестве разве что курьеза можно упомянуть венок сонетов, давший название книге. Попытка сплести его из полевых цве тов, вовсе не знающих культурного слоя, выг лядит достаточно наивно. Есть в книге и вещи, которые несут на себе слишком явный от печаток времени, вроде антивоенной «Тре воги», с зелеными хищными щупальцами Запада, протянутыми к русской земле и рус скому знамени. Показательно, что поэт не посчитал нужным отрекаться от этого слишком публицистического стихотворе ния, созданного, можно не сомневаться, из самых искренних побуждений долга. Но большая и лучшая часть написана все же не по велению разума, а по зову души, если не по наитию. Что лишний раз красноречи во подтверждает это вот замечательное сти хотворение с неповторимой пронзительной интонацией: ...Ободком оброненного перстни Месяц чуть поблескивал в воде. И бродила редколесьем песня — Я такой не слы хивал нигде. «На пригорке травы порыж ели. Схолодела в реченьке вода. Неужели, м илы й, неужели Не вернеш ься больш е никогда?» Сергей САМОЙЛЕНКО ТЕПЛИ ЦАДЛЯ ЮНЫХ МЭТРОВ («После 12», 2000, №№ 2,3) Приятно в руках держать этот журнал — глянцевая бумага, хорошая полиграфия, многоцветная обложка, вполне остроумная верстка с обилием рисунков и фотографий. Еще приятнее, наверное, его издавать — ведь получается так красиво! Не найдете, руча юсь, ни одного литературного журнала по близости и поодаль, сравнимого по качеству исполнения — все они выходят на скверной бумаге и печатаются иногда попросту на ризографе, хотя названия их недавно еще зву чали ох как громко... Причина такой неземной красоты про ста: «После 12» — не просто журнал, в кото ром печатают прозу с поэзией да размыш ления с рисунками, а журнал молодежный. Чудовищная разница, согласитесь. Ну кто же добровольно даст деньги на издание дорого го журнала взрослых писателей? А вот де тям — пожалуйста, дети наше будущее. И действительно — дают. В результате получается красивая, но бесполезная игрушка. Несколько месяцев назад, на обсуждении «После 12», в котором участвовали педагоги, библиотекари, писа тели и просто заинтересованные читатели, было высказано достаточно много жестких и нелицеприятных слов об этом издании. Основной упрек — задуманный как зерка ло, правдиво отражающее жизнь современ ного подрастающего поколения, он имеет о ней весьма смутное представление. Журнал, 220
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2