Сибирские огни, 2001, № 1
что имя Ницше должно непременно ассо циироваться с «разгрызаемым грецким оре хом», запахом лавра, перца, чеснока, свежи ми опилками арены, а так же с «азиатской плеткой» и «вымученным (?) скифом». Как видим, составление каталогов ощущений, осязаний, обоняний, соотносимых с пред метно-чувственным миром, является твор ческим кредо поэта, жаждущего материали зовать свое «постороннее» «я» посредством системы соответствий (несоответствий) с миром «тем» и «этим». И вот наконец такой инвариант найден — это Гамлет. Правда, не совсем тот, шекс пировский, а «эповский»: не столько рефлек тирующий, сколько комментирующий свои дела и речи с употреблением глаголов в нео пределенной форме. Так, во внутренних мо нологах этого полу-Гамлета появляются ци таты из Евангелия, смешанные с бредовыми упражнениями в лингвистике. Это довольно большое для тонкой «барочной» серии сти хотворение, размером с поэму, призвано причудливой вязью обрывков и отрывков обосновать главный тезис, вынесенный в концовку: «Мне плохо, Гамлет». Итак, опять беспокойное, лирическое «я», которому надоело быть «вещью в себе». В таком же «гамлетовском» стиле простран ных монологов разорванного сознания и синтаксиса изображены Офелия, Генрих V, Клеопатра. И вот, после подобных экспери ментов по вживанию в образ и облик траге дийных героев, автор в конце, устало снимая маску лицедея, признается, что пел «рекви ем на заказ //И самому себе» и что творче ство — «выпитая отрава». Так невольно закрадываются сомнения: а не есть ли вся эта «посторонняя» поэтика и этика еще одна маска, предохраняющая ли рического героя от беззащитной оголеннос- ти перед банальнейшим и одновременно свирепейшим миром. Миром, где некий по ручик пьет, жена плачет, а в это время «свер шаются судьбы, сгорают миры» — совсем по-чеховски: люди обедают, а жизнь прохо дит. Если это так, то книга С. Эпова — еще один вариант «маленьких трагедий» боль шой личности, находящейся в поиске себя и своего творчества, когда мерилом судьбы становится «всеобщая душевная жизнь», «мировая душа», «мировая скорбь». И, мо жет быть, предстоит поменять еще немало масок, каталогизировать и отрефлектировать полмира, но остается уверенность, что этот стихотворец обретет ту единственную и под линную связь с миром, которая рождает, поэта без маски. Итак, первые сборники серии «Барка поэтов», изданные в Иркутске, порадуют и удивят читателя разнообразием авторских манер, стилей, самовыражения. И пусть по эзия молодых барочников еще носит следы юношеского максимализма с ее поисками оригинальности и неповторимости, то и дело сбивающимися на голое экспериментатор ство или подражательство. Но в этом есть свое обаяние молодости. Тем более если оно слегка сдобрено серебряным ароматом на чала века. Владимир ЯРАНЦЕВ НЕПОЛНОЕСМЫКАНИЕСВЕКОМ (Сергей Самойленко. Неполное смыка ние век. Кемерово. Кузбассвузиздат, 2000) Данная книга вместила в себя плоды более чем десятилетних поэтических разду мий автора. Но отличается она не количе ством стихотворной продукции, а ее каче ством, определяемом «глубиной бурения», то есть остротой зрения, слуха, промысла. С. Самойленко превращает в поэзию все, к чему прикасается словом. Но это «все» видит он собственным взглядом, под своим углом зрения. И даже название книги — «Не полное смыкание век» — предполагает ка кой-то особый ракурс. Ради этой неповторимости видения поэт готов поступиться правом на сотворение сво его уютного поэтического мирка. Поэтому главный герой поэзии С. Самойленко — мир во всем его многообразии и непредсказуе мости. Это не значит, что «эго» поэта где-то на обочине, в роли созерцателя-соглядатая, просто оно есть часть этого самого мира. Тема «человек в мире», перевешиваю щая у С. Самойленко традиционную лири ческую «мир в человеке», заявляет о себе с первых же строк книги, удивляя сочетанием «питейных», натуралистических мотивов с эпохальными. И вот уже годовой цикл жиз ни — природной и политической — в сти хотворении «Весь прошлый год я жил на ко черге» фатально совпадает со сценарием жизни творческой личности, страдающей ал коголизмом. А это, в свою очередь, рождает целый спектр смыслов: от мысли об ущерб ности существования в политизированной стране до роли алкоголя в формировании ху дожественных образов убойной силы («Мне по мозгам ударила капель // С утроенною силой, как зубилом»). Хмель и боль поэта таким образом — не просто заурядные про явления похмельного синдрома, но глубин ное, нутряное ощущение несоответствия, «несмыкания» с веком в его природной («ка 215
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2