Сибирские огни, 2001, № 1
В контраст «бессвязной» первой части книги дана часть вторая — менее шумная и потому более внятная. Возможно, дело в том, что речь тут идет в основном о негром кой русской природе, которая «есть вечный двигатель любви» и которая «еще не раз ро дит меня». Потому что природа, по Наумен ко, «не знает смерти». Но когда гордому по эту порой кажется, что «природа не боже ство, а сон во сне моем», то он видит такие причудливые вещи, как «стоящие в воздухе два корабля». Видения и грезы -— дело, ко нечно, сугубо, личное. Но, может, все-таки не надо бы Хлебникова читать на ночь, ина че и не такое примерещится. Впрочем, чтобы слишком не впасть в критический раж, следует иметь в виду, что труд В. Науменко — не просто «собранье пестрое стихов», а книга, то есть нечто цель ное, ансамблевое, где каждый стих — ячейка целого. И если окинуть единым взором эту, как видно, тщательно продуманную целост ность, то можно заметить, что молодой поэт все же достаточно сдержан, обладая чув ством меры как на хорошее, так и на риско ванное. В рамках этого вежливого эпатажа и воспринимается стихотворение о Баратынс ком, у которого в руках не череп, а «очи щенное зерцало взыскующих времен». Если вспомнить, что в «Черепе» Баратынского утверждается обратное («Природных чувств мудрец не заглушит //И от гробов ответа не получит»), то это и будет формой интелли гентного эпатажа. Хотя и к зеркалам В. На уменко не испытывает особого пиетета: «А если зеркало разбить, то и меня уже не бу дет. //Не отыскать в печальной груде оскол ков взгляда и судьбы». Вот и ответ на вопрос, как же звучит и чем же блещет поэзия В. Науменко: это зер кало, которое иногда блестит отраженным светом заемной поэзии, но и показывает не замутненный образцы собственного творче ства. Ну а если станет невмоготу от гладко- писи, то его можно и разбить, а из осколков составить книгу стихов. Вот уж кто несомненный и принципи альный противник гладкописи, так это А.В. Богданов — поэт, который стесняется «высо кого штиля» Однако за это святое, «высокое» «стеснение» стихотворец должен платить не менее высокую цену, каждой строкой дока зывая, что он не просто щеголяет оригиналь ностью, а действительно ищет свою и только свою «форму самовыражения». Читая стихи А. Богданова, невозможно отделаться от мыс ли, что поэт находится в состоянии перманен тного поиска. И это сомнамбулически сле пое состояние «ощупи» образа, мысли, пред мета, друга, стакана, хорошего тона, хорошей строки и т.д. поэту, очевидно, нравится и про сыпаться ему или как то иначе выходить из этого состояния не хочется. Симптомы этой литературной болезни XX века — обнажить свою творческую кух ню, выдать черновик за готовое произведе ние — проявились еще в начале столетия, во времена «Барки поэтов-1». В этом смыс ле А. Богданов поэт в самом деле «бароч ный» — образно, эротически, графически. Но как доказать себе и читателям, что дан ный поэтический узор из безразмерных строчек и без заглавных букв и знаков пре пинания действительно произведение, а не случайный и сиюминутный выплеск созна ния, снятый с телеграфной ленты внутрен него словоговорения? Для этого следует проделать над собой, вернее собственным здравомыслием опреде ленную работу, чтобы понять законы сцепле ния образов, строчек, слов в этом, на первый взгляд, нерасчлененном стихопотоке. Возьмем один из наиболее типичных «пейзажей души» А. Богданова на излюблен ный им сюжет, где фигурируют смятенное чувство, близкий (или интимный) друг, по года, плюс тихий ужас городских будней с душком потной эротики. Эти поэтические «кирпичики», из которых каждый раз зано во строится мир «нумерованных» стихов А. Богданова, созидают уже не барочные без делушки, а настоящие готические соборы — застывшую музыку жизни обитателя ка кой-нибудь «хрущевки». Так, в эпически спокойное начало стиха, например, с мир но спящей семьей и не спящим лиричес ким героем, выполняющим свои супру жеские обязанности (№12) или ожидающим праздник (№6), врывается невнятица необя зательных заметок «на полях». И здесь, в со ответствии с беззаконными законами поэти ческой прихоти могут сосуществовать, как в стихотворении №12, «два оргазма» и «два эразма» (фонетическое соседство), «женщи на, любившая меня», ее остов, чей-то «юный труп» и святки (соседство телесно-рожде ственское). Собственно, сам поэт, борясь с гладко- писью и знаками препинания, сделал все, чтобы его строки, расплывающиеся, как в намокающей от дождя тетради, слипались так, «чтоб их никому не разодрать» (№ 23). И тут возможны казусы, когда слипаются фо нетика и семантика: «вот лето к чертям за маячило у края черты //черной тучи чуть светлым окошком зеленою кошкой //листва проскочила ссочилась дождем». Это липко сочащееся «с-л-ч» затем всплывает в эроти чески липком пассаже про автобус: «в горо де бог с ним ссучатся у края дороги в авто бусе// слюбятся стерпятся» (№10). Так по эта, как на сологубовских «чертовых каче лях», и качает: из сумерек нарочитой бес смыслицы в просветы подлинных поэтичес ких откровений. Например, в стихотворении №19 озябший с утра город метафорически перекликается с «правотой старости», «уро ком небытия», «домом-тюрьмой», где горит «нескончаемый свет» и слышен чей-то при зывный шепот: «пора». 213
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2