Сибирские огни, 2001, № 1
КНИЖНАЯ ПОЛКА поэзия молодых (С ергей Э пов. П осторон н и й . Книга сти хотворений. Иркутск, 1999. А ндрей Богданов. О т к р ы л глаза. Стихи. Иркутск, 2000. В и т а л и й Н аум ен ко. Бессвязное молчание. Стихи. Иркутск, 2000) То, что поэзия —- явление вечное и су ществует не корысти ради или в качестве от стойника для комплексующих снобов, еще раз доказали в Иркутске. Там не просто вы пустили серию книг местной поэтической молодежи, но и многозначительно срифмо вали ее с началом века, когда поэзия была не только отраслью литературы, но священно действием. Ибо, назвав новорожденную биб лиотечку из тонких брошюрок «Барка по этов», редколлегия серии напомнила ее чи тателям о существовании в городе восемь десят лет назад одноименной группы стихот ворцев. В те дальние годы поэты-«барочни- ки» были «веселыми и талантливыми людь ми, игравшими в сибирских футуристов и символистов, доморощенными акмеистами и имажинистами». Когда-то их голоса оказа лись «заглушены» другими, и вот теперь ре шили их воскресить в облике «красивых, 22- летних» иркутян. Что это, спросит слегка ошеломленный такой откровенной ностальгией по стилю «модерн» читатель — сознательная установ ка на эксгумацию прошлого или запоздав ший диагноз нового поэтического поколе ния, раскрепощенного до степени былого декаданса? Как подсказывает интуиция, — скорее просто попытка терминологически определить ту образную и стилевую эклек тику поэтов вновь созданной серии, которая так напоминает все то же «серебряное» на чало нашего века. Тем более что звучное слово «барка» — романтическое по семан тике и какое-то разбойничье-пиратское по фонетике, вызывает стойкое впечатление разношерстности и даже случайности ее «пассажиров». Впрочем, отбросив случай ные ассоциации, обратимся к новоявленным «барочным» поэтам, которые, согласно мне нию редколлегии серии, призваны «восста новить связь времен» и, так сказать, помочь ощутить на наших устах пряный привкус се ребра былой поэзии. Для начала, однако, автор сериального томика «Бессвязное молчание» предлагает нам перенестись в «золотой век» нашей по эзии и вспомнить Е.А. Баратынского, кото рому посвящается настоящая книга. Более того, изо всех своих юных сил пытается дотя нуться до сумрачного элегического поэта, о стихе которого Пушкин когда-то писал, что он «звучит и блещет, как червонец». Как же звучит и чем блещет стих его далекого поэтического потомка-иркутянина В. Науменко, назвавшего свой труд «Бессвяз ное молчанье»? В стихах В. Науменко прежде всего им понирует форма, строение и построение стихового потока. Как-то нечаянно, испод воль, все это поэтическое вещество вдруг выкристаллизовывается во вполне доброт ное произведение со всем полагающимся набором сравнений и метафор, внезапных откровений и рифм и, конечно же, прави лом последней строки с ее выверенной па радоксальностью. И, как бы чувствуя свою «барочно»-«баратынскую» (случайна ли эта корневая перекличка?) силу, поэт позво ляет себе иногда поиграть мускулами свое го литого стихотворения, расчетливо вста вая на грань между красивостью и безвку сием, позволительным безобразием и ма лопозволительным кощунством (в блоков ском смысле). Так, в стихотворении «Живет и пьет ог ромный зал...» хороша строка «джаз-банд блестит своим оружьем». Чуть хуже пассаж из последующих двух строк: «Легко встреча ются глаза — //Глаза мужей и незамужних» (повторы «глаза — глаза») «мужи — неза мужние», что сливается в бессмысленное «мужей незамужних»), А дальше стихотво рение, что называется, покатилось, как с гор ки, обрастая «соринками» красивых косно язычностей: на «озере стола» «стоят пред меты», они же — «зеркала души», которая «утратила приметы». Честно говоря, жаль разрушать скальпелем анализа такую изящ ную расстановку слов-предметов. Но уж больно тесно иногда бывает читательскому глазу в поэтической «меблировке» В. На уменко. В то же время ощущение нарочитой тесноты и скученности исчезает, когда про изведение согрето подлинностью и безыс- кусностью настроения. Такие стихи «без мускулов» и читаются-то уже легко, на од ном глотке, без риска получить занозу по стороннего, случайного образа или «образ ка»: «По саду проходя, //Я розовый бутон // Сорвал, опередя// В намерении том //есте ственную смерть, //Идущую цветку, // Теперь ей не суметь //Придраться к завитку». Хуже получается у В. Науменко, когда он пытается иронизировать или вовсе бичевать. 212
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2