Сибирские огни, 2001, № 1
— о чем-то, связанном со второй дочкой, Надей* . Драгоценные камешки подобных строк то тут, то там буквально прорывают нищенский покров повседневности, которая, впрочем, в стихотворном преображении тоже обнаруживает свою особую красоту. Здесь как нельзя лучше проявляет себя мастерская звукопись и словесная инстру ментовка. Как удивительно расцветает зву ковыми красками тюрковский стих, переда ющий эмоциональный подъем! Ему часто достаточно нескольких слов, чтобы набро сать картину того самого мгновения, кото рое не смогли заслонить годы лагерной жиз ни — но слова эти будут настоящими аккор дами ярких фонем. И какого удивительного эффекта достигает поэт столь же явным «уга санием» стиха, почти визуально воссоздаю щим эффект возвращения в бесцветную дей ствительность. Или зловещую... Когда-то бы л я полон грез, Тоски но девичьем у взору. С редь лунной белизны берез Д и ви лся звездному узору. И что ж — оглох я и ослеп?— Я красоты не замечаю ! Мне всех красот милее хлеб, Его л иш ь жду и чту, и чаю . В м ечтах — нс м ать и не ж ена, Не образ друга, ни злодея. Т ечет голодная слюна. Моим вним анием владея. И нет ни радостей, ни мук, Ни сил душ евны х, ни ж еланий, — Ж елудок, к а к больш ой наук, И збавил сердце от страданий. Он зак атал его в комок, И вы сосал, и до растленья Довел, и вот теперь на мозг Р аспространяет вожделенья. О статки разум а тая, Л ежу поруганны й, бесправны й, П оверж енны й в борьбе неравной... О, неужели это я? Просто поразительно, как звукообраз ная вспышка второго двустишия уравнове шивает хуже, чем кафкианский, кошмар пос ледующего. А ведь кроме зрительно-образной сто роны, эти контрасты звучности отвечают точной психологической нюансировке, со провождающей многие и многие стихи по* Первая дочь Гюнтера и Анны умерла во мла денчестве в 36-м, третья родилась прямо накануне смерти поэта. эта. Иногда мы встречаем у Тюрка стихотво рение, выражающее одно цельное пережи вание — но куда более характерны для его поэзии драматические сопоставления бытия. Не в этой ли соразмерности боли и радости, грубой силы и нежности, свежести воспо минаний и теперешней усталости кроется разгадка парадоксальной гармонии, ощуща ющейся даже в очень мрачных стихах? Как уже говорилось. Тюрк достаточно осторожно пользовался новшествами поэти ческой техники XX века. Зато он порой при бегал к строфам, обычно считающимся до стоянием поэзии прежних эпох. Мы не раз встретим у него терцины, триолеты, рондо, один раз он взял форму газели. Особо хочет ся сказать о его сонетах. Почти необъяснимо, каким образом такая простая строфическая уловка, как по вторение рифм первого катрена во втором, может дать столь значительный содержатель ный эффект. Вторично пройдя по тому же кругу рифм, стих разгоняется, словно ка мень в праще, и, вырываясь из этой петли в секстине, стремительно набирает грозную высоту и силу... Надо сказать, сонет обрусел небезогово рочно; совершенные русские сонеты по-пре жнему нечасты, и многие превосходные ма стера сторонились этой коварной формы. А Гюнтеру Тюрку удалось дать несколь ко прекрасных сонетов. Причем и здесь он сумел найти собственный стиль: порой его стих в секстине не «вылетает» из оков октавы с естественной силой, а как бы «выпадает» из них в полном изнеможении. Художественное впечатление, производимое таким «выпаде нием», трудно с чем-либо сравнить... Я притупленно-равнодуш ны й весь. Во мне теперь одна моя усталость. Мне б отдохнуть.— Хотя бы только м алость! Я , никому не видны й , л ягу здесь. Ч то мне теперь лю дская злоба, спесь? — П рош ла обида. Б ол ь еще осталась. Но и она проходит (эка ж алость!). О, если б сон смежил мне веки днесь! К ончается н авек мой хм уры й день. П робилась всп ыш к а солнечного света, Но и ее перекры вает тень. Ну что ж, все хорошо. Прет ензий нету. Ж и знь — благо, да. И Бог, конечно, благ. Но только мне уже не надо благ. Впечатление изнеможения подчеркива ется тавтологической рифмой в концовке сонета. Но и без этого «показательного» при ема Тюрк достигал того же эффекта. Приво димый ниже сонет «Согреет солнце зимний 208
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2