Сибирские огни, 2001, № 1

— о чем-то, связанном со второй дочкой, Надей* . Драгоценные камешки подобных строк то тут, то там буквально прорывают нищенский покров повседневности, которая, впрочем, в стихотворном преображении тоже обнаруживает свою особую красоту. Здесь как нельзя лучше проявляет себя мастерская звукопись и словесная инстру­ ментовка. Как удивительно расцветает зву­ ковыми красками тюрковский стих, переда­ ющий эмоциональный подъем! Ему часто достаточно нескольких слов, чтобы набро­ сать картину того самого мгновения, кото­ рое не смогли заслонить годы лагерной жиз­ ни — но слова эти будут настоящими аккор­ дами ярких фонем. И какого удивительного эффекта достигает поэт столь же явным «уга­ санием» стиха, почти визуально воссоздаю­ щим эффект возвращения в бесцветную дей­ ствительность. Или зловещую... Когда-то бы л я полон грез, Тоски но девичьем у взору. С редь лунной белизны берез Д и ви лся звездному узору. И что ж — оглох я и ослеп?— Я красоты не замечаю ! Мне всех красот милее хлеб, Его л иш ь жду и чту, и чаю . В м ечтах — нс м ать и не ж ена, Не образ друга, ни злодея. Т ечет голодная слюна. Моим вним анием владея. И нет ни радостей, ни мук, Ни сил душ евны х, ни ж еланий, — Ж елудок, к а к больш ой наук, И збавил сердце от страданий. Он зак атал его в комок, И вы сосал, и до растленья Довел, и вот теперь на мозг Р аспространяет вожделенья. О статки разум а тая, Л ежу поруганны й, бесправны й, П оверж енны й в борьбе неравной... О, неужели это я? Просто поразительно, как звукообраз­ ная вспышка второго двустишия уравнове­ шивает хуже, чем кафкианский, кошмар пос­ ледующего. А ведь кроме зрительно-образной сто­ роны, эти контрасты звучности отвечают точной психологической нюансировке, со­ провождающей многие и многие стихи по* Первая дочь Гюнтера и Анны умерла во мла­ денчестве в 36-м, третья родилась прямо накануне смерти поэта. эта. Иногда мы встречаем у Тюрка стихотво­ рение, выражающее одно цельное пережи­ вание — но куда более характерны для его поэзии драматические сопоставления бытия. Не в этой ли соразмерности боли и радости, грубой силы и нежности, свежести воспо­ минаний и теперешней усталости кроется разгадка парадоксальной гармонии, ощуща­ ющейся даже в очень мрачных стихах? Как уже говорилось. Тюрк достаточно осторожно пользовался новшествами поэти­ ческой техники XX века. Зато он порой при­ бегал к строфам, обычно считающимся до­ стоянием поэзии прежних эпох. Мы не раз встретим у него терцины, триолеты, рондо, один раз он взял форму газели. Особо хочет­ ся сказать о его сонетах. Почти необъяснимо, каким образом такая простая строфическая уловка, как по­ вторение рифм первого катрена во втором, может дать столь значительный содержатель­ ный эффект. Вторично пройдя по тому же кругу рифм, стих разгоняется, словно ка­ мень в праще, и, вырываясь из этой петли в секстине, стремительно набирает грозную высоту и силу... Надо сказать, сонет обрусел небезогово­ рочно; совершенные русские сонеты по-пре­ жнему нечасты, и многие превосходные ма­ стера сторонились этой коварной формы. А Гюнтеру Тюрку удалось дать несколь­ ко прекрасных сонетов. Причем и здесь он сумел найти собственный стиль: порой его стих в секстине не «вылетает» из оков октавы с естественной силой, а как бы «выпадает» из них в полном изнеможении. Художественное впечатление, производимое таким «выпаде­ нием», трудно с чем-либо сравнить... Я притупленно-равнодуш ны й весь. Во мне теперь одна моя усталость. Мне б отдохнуть.— Хотя бы только м алость! Я , никому не видны й , л ягу здесь. Ч то мне теперь лю дская злоба, спесь? — П рош ла обида. Б ол ь еще осталась. Но и она проходит (эка ж алость!). О, если б сон смежил мне веки днесь! К ончается н авек мой хм уры й день. П робилась всп ыш к а солнечного света, Но и ее перекры вает тень. Ну что ж, все хорошо. Прет ензий нету. Ж и знь — благо, да. И Бог, конечно, благ. Но только мне уже не надо благ. Впечатление изнеможения подчеркива­ ется тавтологической рифмой в концовке сонета. Но и без этого «показательного» при­ ема Тюрк достигал того же эффекта. Приво­ димый ниже сонет «Согреет солнце зимний 208

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2