Сибирские огни, 2001, № 1
Александр ЧЕХ ПОЭТ ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА Так бывает в горах, когда поднимаешь ся по долине и время от времени оборачива ешься, наблюдая, как меняется уже знако мый вид в новом ракурсе. Но в какой-то мо мент над оседающим позади хребтом с изум лением обнаруживаешь незнакомую верши ну, прежде скрытую за ближайшими лесис тыми склонами и скалами. И весь пейзаж сразу преображается. Так бывает в искусстве. Так было и когда я узнал имя Гюнтера Тюрка. Хотя в первый момент внимание при влекли к себе обычные для того времени из ломы линии жизни. Родился в 1911 году в Москве в обрусевшей немецкой семье; отец был детским врачом и приверженцем идей Льва Толстого, которыми прониклись и сы новья. И Густав, закончивший МГУ, и Гюн тер, техник-электрик, вступили в толстовскую коммуну, где занимались ручным трудом и учительствовали. И, естественно, сначала, в 1933 году, вместе с коммуной «Жизнь и труд» им пришлось переселиться на незанятые зем ли Кузбасса, а затем, в 1936-м, в ходе прину дительного преобразования коммуны в кол хоз, ее активисты были арестованы. Надо полагать, за «толстовщину», не совмести мую с революционным духом времени. Суды, раз за разом ужесточавшие обвине ние, окончились в 1940 году приговором к семи годам лишения свободы. Для страдав шего туберкулезом Гюнтера он не оказался смертельным только из-за того, что его на правили в Мариинские сельхозлагеря. А ос вобождение в 1946 году сопровождалось пятилетней ссылкой в Бийск — далеко не са мое суровое место. Гюнтер смог, наконец, соединиться с женой Анной, стал отцом двух дочерей. Однако в марте 1950 туберкулез осложнился воспалением легких и 24 марта окончился смертью. В тридцать девять лет человека не стало. Поэту же суждено было вернуться мно го лет спустя. Я думаю о том, что чувствовали люди, занимавшиеся делами незаконно осужден ных, когда при изучении свидетельств и вос поминаний они впервые наткнулись на ци таты и отрывки стихов, не вполне обычных для материалов такого рода. Стихов, излучав ших нечто иное, чем стихи, скажем, Варла ма Шаламова и других поэтов — бесспорно значительных, но все же определенно свя занных с лагерной темой. Это тоже замечаешь сразу. Не просто хорошие, сильные стихи — поэзия в самом взыскательном смысле слова. Поэзия, на фоне до сих пор не выцветшего лоскутного покрова бесчисленных направлений первой половины века, производящая впечатление исконной. Реликтовая поэзия. Так бывает в горах, когда подходишь к горному озеру, и долго не можешь оценить его глубины. Прозрачность вод скрадывает разницу между прибрежными камнями и скалами, покоящимися под их многометро вой толщей. Так и здесь. Прозрачность стиха обна руживает завораживающую и многоликую глубину — причем все это видится сразу, в едином охвате. Как не прийти в замешатель ство от естественно звучащего, наделенного своей неповторимой окраской и интонаци онным строем поэтического голоса — в ко тором при этом бродит глубинное эхо весь ма разных времен и стилей! Скажем, нередко можно заметить при сутствие народнической, некрасовской тра диции. И это более чем естественно, раз ав тор жил простым крестьянским трудом, бо лел чахоткой и от молодых лет до судов и тюрем ходил в неблагонадежных! Но Тюрк не ограничился обычными жалобами на горькую долю. Если такая ин тонация и возникает, то она часто — и есте ственно!— поднимается к метафизике, к веч ной загадке пребывания человеческой души в далеком от совершенства мире. Смысло вая перспектива в таких стихах оказывается поистине вселенской, хотя и сверхличное у Тюрка переживается как глубоко свое, ин тимное, здесь и сейчас. Или прибито к небу солнце, что ли? Дорога бесконечна предо мной. С ухая пы ль. Н еотвратимы й зной. Куда ни глян ь — л иш ь выжж енное поле. Одним ж еланьем я и жив, и болен. Оно том и т мечтою неземной: Пройти бы С тепь, прийти бы в К рай Иной, Где солнце ж ечь уже не будет боле... Да, видно, надо претерпеть страданье, Д абы потом возликовало знанье Того, что зной тебя не может сжечь. 206
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2