Сибирские огни, 2001, № 1
В силу этой двойственности, человек, на слаждаясь красотой природы, способен тут же предать ее во имя эфемерных благ циви лизации, о чем и напоминает В. Башунов в великолепном, на мой взгляд, лирико-фило софском этюде «Краснолесье»: Ш евелятся м огутны е корни, вы б и р аясь из тем ны х глубин. И д ва м ира, скудельны й и горний, сопрягаю тся в образ един. Т олько нам забы ваться не стоит: нам не ж и ть под кры л ом ш алаш а. Я-то знаю , к ак рвется и стонет, отдираясь ог леса душа. К аж дый раз зарекаю сь и каю сь... И поспешно несут от него теплоход, эл ек тр и ч к а, «Икарус», или что-нибудь вроде того. А глаза, обернувш ись назад, ненасы тно гляд ят и глядят. «Глядят» туда, где «рожь, рожденье, ро дина», где синяя речная излучина «памятью полна», откуда «тянет свежестью, сказками, детством // из ложбины, уремы, ложка // материнским остатним наследством...» — глядят, в общем, в дорогую сердцу сторону корней и истоков своих. Из той же драматичной, а нередко и тра гичной, противоречивости рождается, как известно, вечный конфликт старого и ново го, приводящий в движение процесс обнов ления. Однако дело не в конфликте как тако вом, а в способах его разрешения. Неужели для рождения нового надо обязательно раз рушить до основания старое? Революция или эволюция?.. Тревожной энергией этих всегда актуальных вопросов заряжена и метафорическая картина весен него половодья в стихотворении В. Башуно- ва «Поделом»: Ш ап ки пены п лы вут по реке — п ри бы вает вода, отдождило наверху; это свеж ая сила приумнож ит урон в тальн ике... Этой новой воды торж ество, эта буйная удаль слепая, на п ри вы ч н ы й пейзаж наступая, и скази т и себя, и его. (У стоявшихся истин разлом , проторенны х путей размы ванье...) Поделом! — Но кому в назиданье? Всем и вся! — Но за что — поделом? Может быть, за то, что, как замечает В. Башунов в стихотворении «Воспоминание о родительском доме», «заложники прогрес са, движенья звезд, имен, мы ищем высоко, но идеалы мнимы» (хотя упорно игнориру ем извечные духовные ценности), «мы ры щем далеко, но рабских нет сторон» (и на прочь стараемся забыть о стороне родной), а потому, наверное, и «нет конца сему раз ладу и разброду». Об этих простых, но не стареющих истинах В. Башунов не устает напоминать в своих стихах читателям. Размышляя о «веке нынешнем и веке минувшем», лирический герой В. Башуно- ва безусловное предпочтение отдает веку уходящему («век человеческий и конный, // я был и есть, и буду твой!»). Не потому, что такой уж он дубовый ретроград, готовый писать вместо «галоши» «мокроступы», а потому, что, в его твердом убеждении, «век человеческий и конный», в отличие от со временного техногенного и прагматическо го, --- ЭТО век природный, естественный, ду ховный, осиянный добром, любовью, кра сотой, символом которого мог бы стать скромной «мальвы да шар золотой» в про винциальном палисаднике. Именно в «веке человеческом и кон ном» лирический герой В. Башунова про должает черпать духовные силы, помогаю щие ему «не изувериться, рук до срока не сложить». И этой спасительной верою да поздней кали ной, да вербою пасхальной — на самом краю , за краем ... да светом особенным, во взоре, откры том и совестном, да чем еще? — ж ив и стою. Потому-то, скорей всего, в стихотворе ниях В. Башунова, несмотря на некоторый налет трагизма, нет тупика безысходности. Поэт верит, что «не все потеряно меж нами, // не вся любовь размыкана по ветру, // и сердце, оглушенное разладом, // хранит в себе незамутненный звук»: Звучи, звучи, родное пенье! К ачайся, то н к ая лоза! Чтоб обожгло м еня волненье и затум анилась слеза. ...И плачу я большой и сильны й, уже давно немолодой, над золотой травой и синей и над зеленою водой. Над светом детства пром елькнувш им . Над чистым звуком горловым , Над всем п рекрасны м , да м инувш им , Над всем м инувш им , да ж и вы м . И будем надеяться, что «незамутненный звук» «родного пенья», рождающий благо говейные очистительные слезы и прекрас ные стихотворные строки, еще не раз отзо вется в поэтической душе В. Башунова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2