Сибирские огни, 2001, № 1

С вет страш ит, но п ри тяги в ает смотреть, К а к б у ты л ка, упавш его в пьянство, С еро-синим рум янцем о к раси л а см ерть И зм ы тарен н ы й облик пространства... П оглядиш ь на закат, точно в душу свою, И пугаеш ься делу распада... И все-таки кровавый закат «распада» не застит поэту глаза. Как бы ни было тяжело, у него есть «впереди — серебряный, счастли­ вый свет». Это — свет родных берез, свет природы, который когда-то, «согрел наши души и спас» и который, надеялся поэт, спа­ сет и сейчас. Неуж ели ж е силы природы Не восстанут надеждой вовек, И п о катятся черны е годы , И забудет себя человек... Но не канул, остался покуда, О тторгаю щ и й м ы сл ен ны й бред, Точно светлое Божие чудо — Этот ровны й березовый свет... Была у поэта и другая, может быть, последняя надежда на спасение — Бог. Надо сказать, что в последние годы жизни Бог стал одной из главных опор мирозда­ ния А. Плитченко. Это подтверждается ря­ дом его стихотворений, в которых по раз­ ным поводам о Боге вспоминается доволь­ но часто. Есть у поэта даже целый цикл, навеянный чтением Библии. Тем не менее, вряд ли у А. Плитченко было к Богу чисто религиозное отношение. Скорей он являл­ ся для поэта некой высшей субстанцией, венцом природы и, конечно же, духовным маяком, помогавшим выжить, не сгинуть в содомной пучине современного бытия, сохранить в себе человека. Бог освещал негасимым светом созданный поэтом «родительский дом». В Боге он видел «не­ бесный корень», соединявший человека с Матерью-Вселенной. Но был у поэта Плитченко еще один Бог, которому он всю свою творческую жизнь истово поклонялся и который оставался с ним до последнего вздоха. Бог этот — Слово. В Слово А. Плитченко веровал фанатично и верил, что, в конечном итоге, только оно спо­ собно противостоять «делу распада»: Ведь ж и вы — не хлебом единым , Но Словом Б ож ественны х Уст, П ревыш е м ираж ного, злого — С видетельство О тчей лю бви, Н езленное светлое С лово: Не сдайся, надейся, ж иви. Без воплей о благе народа, К оторые смертно пусты , С традает, рож ает природа И д ар и т покой красоты . К оль в ж изни средь мы сленной рж ави — К а к в истинном даре святом , Те строки м еня удерж али — Спасибо уже и на том. И тут не о славе забота — Д л я славы о бренном пиш и — Н адежда — стихи эти кто-то П рочтет во спасенье души... Прочтут, не сомневаюсь. И еще не раз будут читать и перечитывать «во спасенье души» лучшие стихи Александра Плитчен­ ко, испытывая на себе очищающее влияние его поэтического слова. «СВЕТ РОДНОГО жилья» (Поэтические признания Владимира Башунова) В одном из давних стихотворений, очер­ чивая пространство своего поэтического обитания, алтайский поэт Владимир Башу- нов писал: Не т и к ая , идут ч асы мои В кругу природы , родины , сем ьи . Хорошо, как видим, знакомые темы рус­ ской поэзии. И в этом нет ничего удивитель­ ного, ибо В. Башунов как раз и работает в русле коренной русской поэтической тради­ ции. Но за традиционностью мы постоянно ощущаем поэта с собственным видением мира и отношением к жизни, несущего чи­ тателям глубокое искреннее чувство, побуж­ дающее к сопереживанию. Причем, В. Ба- шунову удается оставаться самобытным и неповторимым даже тогда, когда поэтичес­ кая кисть его касается тысячи раз, казалось бы, воспетого и запечатленного. Картин рус­ ской природы, например. Его этюды о природе (а в творчестве поэта они занимают значительное место) предметно-зримы, полны сочных красок. Но главное, что, собственно, и привлекает к ним больше всего, — В. Башунову удается в по- 202

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2